Приморский парк в Гагре

Фото Яны Янови

IMGP2888

По дороге от российско-абхазской границы до Гагры, вы можете  полюбоваться и морским и горным пейзажем: слева  – высокий склон, поросший буками и соснами, справа – бескрайнее море, нежно-голубое, играющее бликами, или темное и неспокойное – уж как повезет с погодой… Как только вы въезжаете в Гагру, морской пейзаж закрывает панорама сказочных джунглей. Смотрите внимательно: это Гагрский приморский парк – один из красивейших на Черноморском побережье Кавказа.

Наследство принца Ольденбургского

Своим чудесным парком, как и многими другими достопримечательностями, Гагры обязаны принцу Ольденбургскому. В конце XIX века он взялся превратить плохо обжитый, заболоченный, грозивший малярией край в великосветский курорт, ничем не уступающий Монте-Карло. Под руководством принца на побережье были выстроены дворец, водолечебница, комфортабельные виллы, игорные дома, из Швей-царии перенесли гостиницу и ресторан «Гагрипш», получивший статус эмблемы города. В 1902 – 1905 годах по проекту архитектора В. Шервинского был заложен Приморский парк.

Даже более чем разнообразной местной флоры создателю парка показалось недостаточно, коллекцию растений пополнили заморские экзоты, среди них финиковые пальмы с Канарских островов, кокосовые – из Южной Америки, мальва – из Сирии. На территории в 14 га разместилось почти 400 видов растений, благоденствующих во влажном субтропическом климате.

Парк тянется вдоль береговой линии, начинаясь у въезда в город и заканчиваясь знаменитой колоннадой – самой известной архитектурной достопримечательностью Гагр. Аллеи, тонущие в полумраке, – спасительное пристанище для замученных южным солнцем отдыхающих. Приехавшие сюда впервые самым экзотическим растением считают пальму. К ней прикованы взоры неискушенных путешественников, с ней они фотографируются в обнимку. И только позже неофиты откроют для себя других достойных представителей абхазской флоры, таких как лавр, маслины, самшит, платан, инжир, кипарис, приморская сосна, мандарины… Нет, перечислить все невозможно, лучше и не пытаться.

Парк расположен на побережье между ущельями Гагрыпш и Жоэквара.  Протяженность — 6 км, общая площадь парка составляет 14 га.

Пруды и аллеи

В парке несколько больших и маленьких прудов, соединенных между собой ручьями. Некоторые водоемы украшены статуями из белого камня. Самая примечательная, в виде стреляющего в небо лучника, является частью фонтана, бьющего на фоне фасада знаменитого ресторана «Гагрипш». Эта картинка, часто изображаемая на сувенирах и открытках, стала визитной карточкой города.

Парк выглядит немного запущенным. Сразу бросается в глаза отсутствие одного из важнейших парковых атрибутов – скамеек. Впрочем, дорожки исправно метутся, кусты время от времени подстригаются… Еще бы почистить водоемы, и картина нарисовалась бы почти идеальной. Ведь даже в такой дремлющей запущенности есть своя прелесть. Это то самое место, где с уходом можно и переборщить. Нарочитая вылизанность вряд ли пойдет Гагрскому приморскому парку. Но водоемы все же стоит почистить!

На территории парка есть небольшой зверинец. В аллеях вам наверняка встретится серый ослик в красной попоне, бредущий в сопровождении мальчика. Вам предложат за умеренную плату прокатиться на ослике или сфотографироваться с четвероногим другом. А под деревом еще один мальчуган сидит в обнимку с большим… нет, просто гигантским кроликом. Косоглазый тоже работает фотомоделью, а за «погладить» денег не берут. Здесь вы встретите запросто, по¬деревенски пасущуюся стаю белых гусей. В водоемах живут черепахи. Особенно удачливым любителям природы может повезти увидеть этих осторожных животных.

Просто нереально в одной статье рассказать обо всех обитателях Гагрского парка, представим вам только некоторых из них.

Из зеленой коллекции

Платан восточный. Имеет еще одно, поэтичное имя – чинар. Кавказ – родина восточного платана, и в Гаграх это одно из самых распространенных деревьев. Молодые платаны легко узнать по серой, отслаивающейся крупными полосами коре. Дерево будто сбрасывает одежду и стоит голое, не скрывая светлого гладкого ствола. У старых деревьев кора темная, с глубокими трещинами. Пальчато-лапистые листья чинара напоминают кленовые и также желтеют, краснеют и опадают осенью. Это дерево высокое (до 50 м), крепкое, выносливое, растет быстро и может дожить до 2000 лет. Платан прекрасно чувствует себя в городе, хорошо переносит его агрессивную среду, отлично поддается стрижке и формовке.

Финиковая пальма – древнейшее культурное растение. Его так давно окультурили, что в диком виде оно практически уже и не встречается. Ствол финиковой пальмы, покрытый остатками листовых черешков, достигает высоты 12–15 м. Не у всех видов этих пальм плоды съедобны. Сладкий сок из их стволов используют для приготовления вина и сахара. Но произрастающая в Гагрском парке канарская финиковая пальма имеет исключительно декоративную ценность.

Пробковый дуб в диком виде растет в Северной Африке, на Пиренейском и Апеннинском полуостровах. Как и положено дубу, плодоносит и размножается желудями. Но в отличие от наших дубов пробковый – вечнозеленое растение. Ствол и ветви деревьев старше 3–5 лет покрыты толстым слоем пробки. В промышленных целях ее снимают, что не причиняет большого вреда дереву. Этой процедуре пробковые дубы подвергаются с 15–20-летнего возраста, но не чаще чем один раз в 10 лет.

Олеандр – вечнозеленый кустарник. Способен вырасти до 4 м в высоту, и потому иногда его принимают за дерево. Это очень красивое растение с крупными душистыми цветками бело¬го, розового, красного, иногда оранжевого цвета. В свое время олеандр украшал сады древней Греции и Рима, так что его с полным правом можно назвать ветераном среди декоративных растений. Цветет с начала лета до глубокой осени (июнь–октябрь). Его кожистые листья, содержащие гликозиды, ядовиты, но нашли применение в медицине. Олеандр широко распространен на Черноморском побережье Кавказа, а в России культивируется в качестве комнатного растения.

Ливистона южная – эта красавица тоже у нас больше известна как комнатное растение. Отличаясь быстрым ростом, в природе запросто может вы¬махать до 25 м в высоту. Ее веерные, на длинных черешках листья очень декоративны, что в сочетании с неприхотливостью делают эту пальму идеальным растением для южных парков.

Магнолия – выходец из Северной Америки. Она славится своими крупными, до 30 см в диаметре, белоснежными чашеобразными цветками. Причем их ценят не только за красоту, но и за аромат – из цветков магнолии добывают эфирное масло. Про это дерево можно сказать так же, как и про нашу елку: «Зимой и летом одним цветом». Магнолия круглый год не меняет наряда из зеленых листьев. Растение теплолюбиво, поэтому севернее Крымского и Кавказского побережья вы его не встретите. Хотя когда-то, много миллионов лет на¬зад, магнолия произрастала по всему Се-верному полушарию.

Араукария – довольно рослое дерево (60–75 м) с кроной, напоминающей зонтик. Это хвойное растение, хотя его ветки имеют мало сходства с нашими елями и соснами – они покрыты длинными плоскими листьями. Араукария очень древнее растение, которое даже наградили титулом «живое ископаемое». Как и многие хвойные, это дерево-долгожитель, 300 лет для него – только пора взросления. А прожить «ископаемое» может и до 2000-летнего юбилея.

Секвойя тоже относится к хвойным и является деревом-реликтом с довольно древней историей. Эти растения процветали на всем Северном полушарии еще в конце мелового и в третичный период. На сегодняшний момент секвойя – чемпион среди деревьев по высоте и долголетию. Ее рекорд роста – 113 м, продолжительности жизни – 2200 лет.

IMGP2903 IMGP2910_size IMGP2944

 

Александр Петрович Ольденбургский (1844 1932) представитель россий ской ветви Ольденбургского герцогско го дома. Будучи во многом личностью неординарной, прославился своей многосторонней деятельностью. Актив но занимался развитием здравоохране ния в России. Главнейшие свершения в жизни Александра Петровича осно вание Института экспериментальной медицины и строительство климатиче ского курорта

Leave a Reply