Аномальная зима

567689

Мы уже не удивляемся аномально теплым зимам, хотя их влияние на состояние наших растений продолжает беспокоить. Как отразится на самочувстие деревьев теплый декабрь? Что если оттепель сменится резким похолоданием? Какие погодные факторы оказывают на растения самое сильное влияние? Попробуем ответить на эти вопросы,  рассмотрев опыт прошлых лет.

Зима 2006/07

Начало зимы 2006/07 года тоже было на редкость теплым и отличилось температурными рекордами: 15 декабря в Москве был побит температурный рекорд 1972 года (+4,4 градуса). В самом конце 2006 года в европейской часть России похолодало и выпал снег. Однако уже 2 января 2007 были установлены новые температурные рекорды: в Москве +3, в Санкт-Петербурге +4, прошли дожди. В средине января похолодание и обильные снегопады снова сменились оттепелью, а в феврале, наконец, установилась настоящая зима. В третьей декаде температура понизилась до -25° С

Мнение специалистов

В 2007 году, обеспокоенные погодными аномальными явлениями, мы обратились к специалистам с вопросом, как природные метаморфозы отразятся на состоянии деревьев, чего ждать предстоящим летом? Их прогнозы оказались верными, возможно они помогут нам сориентироваться в сегодняшней ситуации:

lipatkinЛипаткин Владимир Александрович, декан лесного факультета, заведующий кафедрой экологии и защиты леса Московского государственного университета леса:

«Я считаю, что в целом нам опасаться нечего. Тепло в первой половине зимы никаких отрицательных эффектов не даст, это не страшно. Хуже, когда температура ниже –25 °С стабильно держится неделю и больше. Подобная ситуация была в одну из зим в конце 70-х, в результате вымерзли яблоневые сады.

Гораздо опаснее затяжные оттепели после зимнего покоя. Очень плохо, когда с февраля температура начинает повышаться и стойко держится на нулевой отметке. Так, в 1989 году в феврале температура повышалась до +3… +5 °С. Такая ситуация способствует активизации грибных инфекций на деревьях. Растения еще находятся в состоянии зимнего сна, а по их «сосудам и трахеям» распространяются грибы и болезни.

Или представим себе такую аномалию: если бы перед теплым декабрем и январем у нас были сильные морозы осенью, тогда повышение температуры растения восприняли бы как сигнал к тому, что пора выходить из зимнего покоя. Но ничего подобного у нас не происходило, и причин для беспокойства быть не должно. Впрочем, посмотрим. Таких зим у нас давно не было, так что и опыта наблюдений тоже нет.

Что же касается февральских морозов, наши отечественные растения к капризам природы готовы. А вот те, кто привозит посадочный материал из-за границы с умеренных широт, конечно, рискуют. Можно ожидать, что, как и в прошлом году, подмерзли косточковые. Есть основания опасаться за деревья, пересаженные в эту зиму: не исключено, что корневая система подмерзла во время пересадки.

Угроза нашествия паразитов напрямую связана с общим состоянием растений. Если деревья будут ослаблены, могут воспарять стволовые, но увеличения численности сосущих мы не ожидаем».

1uzhe501Кобельков Михаил Егорович, директор Центра защиты леса:

«Я думаю, что ничего страшного не будет. Мы ведем постоянное наблюдение за состоянием деревьев, и в январе никаких признаков начавшейся вегетации у древесных замечено не было, а больше опасаться нечего.

Ситуация могла бы стать тревожной, если бы тепло продержалось еще несколько недель. Такое развитие событий может спровоцировать преждевременную активную вегетацию, отдельные декоративные породы уже начали выбрасывать листья и цвести.

Каких-то последствий от повреждений февральскими морозами деревьев в состоянии покоя мы не прогнозируем. Наши породы адаптированы к холодам и стойко переносят температуры до – 40 °С. Для нас состояние зимнего покоя никогда не было большой проблемой.

На здоровье деревьев больше влияют поздние весенние заморозки. Так, в 1998/99 году в Подмосковье произошло резкое падение температуры в то время, когда дуб уже распускался и имел побеги 12–15 см, а на ели уже появились трех-четырехсантиметровые побеги – заморозки их погубили. При поздних весенних морозах у деревьев происходит большой расход пластических веществ, ухудшается сопротивляемость болезням и вредителям.

Единственное, что нас серьезно волнует на сегодняшний момент, – это повышенная численность типографа (жука-короеда) на некоторых участках. Не исключено, что погодные аномалии могут вызвать вспышку активности этого вредителя в Московской области. Мы уже пережили массовое нашествие типографа в 1999–2004 годах, это очень серьезная проблема. Других опасений за состояние подмосковных лесов у нас пока нет.

В целом на сегодняшнюю погодную ситуацию я смотрю спокойно. Природный баланс не настолько нарушен, чтобы внушать серьезные опасения».

tree-1572188-640x480

Comments
  1. Гера
  2. Редакция

Leave a Reply