Екатерининский парк

Яна Янович. Фото Ольги Зверевой

DSCN9961

На протяжении двух столетий Царское Село было загородной резиденцией российских монархов. Здесь одновременно решались важные государственные дела и устраивались шикарные балы. Царскосельский дворцово-парковый ансамбль пережил и Октябрьскую революцию, и годы Великой Отечественной войны и до сих пор не перестает поражать своим благолепием и величественностью.

Сарская мыза

После победы в Северной войне в 1702 году расположенная на отвоеванных территориях небольшая усадьба Saris hoff, или Saaris moisio (в переводе с финского — «мыза на возвышенном месте»), а по-русски — Сарская мыза была подарена А. Д. Меншикову, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I отписана его будущей жене Екатерине Алексеевне и включена в разряд дворцовых земель. В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. Вскоре Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства она получила высокий титул Царского Села.

Регулярный, так называемый Старый сад был заложен в 1717-–1720-х годах садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом. Пейзажная часть парка получила название Английского сада и была разбита позднее (1760–1796) в соответствии с европейской модой на английский стиль в ландшафте.

Старый сад

Регулярная часть простирается от дворца до Каскадных (Нижних) прудов. Его южная сторона ограничена Камероновой галереей и идущей от нее аллеей. С севера, т. е. со стороны города, его ограничивает Каскадный канал, который на раннем этапе устройства парка был прорыт для осушения территории.

Старый сад делится на три участка: Верхний, Нижний и Эрмитажный участок, который связан с центральной Эрмитажной аллеей, идущей от дворца.

На верхней террасе устроены два партера с узорами из угля, толченого кирпича и цветного песка – орнамент приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. В центре партеров стоят мраморные статуи «Мир» и «Великолепие» работы венецианских мастеров начала XVIII века.

На средней террасе находятся зеленые боскеты из липы, закрывающие вид на третью, нижнюю террасу участка, которая оформлена двумя симметричными относительно Эрмитажной аллеи прудами, вырытыми еще в 1719–1722 годах. Липа наилучшим образом соответствует местному климату и почвам, превосходно переносит стрижку, позволяя создавать зеленые кабинеты.

В середине XVIII века царскосельский садовник Якоб Рехлин настоял на том, чтобы липу выкорчевали как «не весьма пристойную». Ее заменили на стриженый тисс и лавр в кадках, но этот период продлился недолго, вскоре восстановили изначальные посадки липы. С недавнего времени лавры в кадках снова украшают фасады дворца и его парадный двор, дороги вдоль циркумференций.

В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. Эрмитажная аллея украшена мраморными статуями героев античной мифологии.

В середине XVIII века Старый сад расширили, перепланировали и украсили скульптурой. В этот период над ним работал архитектор Ф.Б. Растрелли, по проекту которого были построены павильоны «Грот» и «Эрмитаж», а также располагающаяся за пределами сада Катальная гора. Большому пруду придали форму шестиугольника и обвели аллеями.

В 1770-х годах в Старом саду появилось множество новых построек – комплекс «Адмиралтейство», Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны. Вдоль границы Старого сада до самых Нижних прудов протянулся Каскадный канал с двенадцатью плотинками-каскадами.

Композиционным центром дворцово-паркового ансамбля Царского Села является Екатерининский дворец, вокруг которого разбит одноименный парк, занимающий площадь 107 га

Пейзажный Английский сад

В то же самое время к югу от дворца и вокруг Большого пруда создавался пейзажный Английский сад. Перед фасадом был устроен Большой луг с дорожками по сторонам. Большой пруд был превращен в озеро, прямоугольные очертания Нижних прудов смягчили. Водные поверхности, занимающие пятую часть территории Екатерининского парка, стали играть важную роль в создании его образа. Все водоемы связаны в единую самотечную систему, на ней устроены небольшие, но бурные водопады. В растительном составе парка преобладает береза, дуб, сосна, ель, клен, вяз, берега водоемов украшают ивы.

В 1856 году значительная часть Английского сада, включая Большой луг и остров с Концертным залом, была отгорожена невысокой чугунной решеткой и тремя воротами с бронзовыми золочеными украшениями и получила название Собственного садика. В 1865 году архитектор А.Ф. Видов разбил на месте открытого луга у Зубовского корпуса сад с фонтаном и цветником. В 1866 году в Собственном садике по проекту Видова из серого бременского камня (песчаника) была сооружена дугообразная пергола – веранда в итальянском стиле. Она окончательно закрыла перспективу от Зубовского корпуса на Кагульский обелиск и остров с Концертным залом и разделила Большой зеленый луг на две части. Собственный садик интересен как пример планировки и устройства придворцовых интимных садов середины XIX века. Он эклектичен, так как сочетает элементы регулярного и пейзажного характера.

Пейзажный Английский сад сначала строился под руководством архитектора В. Неелова, а позже – садового мастера И. Буша.

Турецкий каскад. Для поддержания постоянного уровня воды в Верхних прудах была создана система плотин. Красный, или Турецкий, каскад представляет собой плотину, сложенную из блоков гранита и пудостского камня, с двумя суживающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Плотина преграждает протоку, отходящую от Лебяжьего пруда в сторону Рамповой аллеи.

Турецкая баня. На мысе, вдающемся в Большой пруд, расположен изящный павильон, увенчанный двумя куполами и высокой башенкой в виде минарета, – так называемая Турецкая баня. Павильон был построен в 1852 году в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828–1829 годов, и использовался как купальня. Архитектор И.А. Монигетти придал павильону вид мавританской мечети, используя мотивы построек, зарисованных в Турции.

Палладиев мост. В районе Большого пруда расположен Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская мраморная галерея. Мост перекинут через маленький пролив, отходящий от Большого пруда в сторону Лебяжьего и отделяющий от Большого пруда целую сеть каналов и заливов Английского сада. Образцом для Мраморного моста, созданного по модели В. Неелова, послужил мост в усадьбе Уилтон в Англии, воспроизводивший известный проект итальянского зодчего эпохи Возрождения А. Палладио.

Павильон "Турецкая база"

Павильон «Турецкая база»

Скульптура "Танцовщица"

Скульптура «Танцовщица»

Лебяжий пруд. Лебяжий пруд относится к системе Верхних прудов в пейзажной части парка. В этом месте был искусственно создан архипелаг из семи островков, на которых в пестро раскрашенных по рисункам А. Ринальди маленьких домиках жили лебеди.

Пирамида. На берегу пруда среди зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части Екатерининского парка – Пирамида. Тип павильона наподобие древнеегипетских надгробий был распространен в парковой архитектуре конца XVIII – начала XIX столетия. У подножия Пирамиды погребены три любимые собачки Екатерины II: Том-Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями.

В специальных питомниках императорские садовники выращивали штамбовые липы, клены и березы, добиваясь безупречной стройности деревьев.

В 1808–1810 годы по распоряжению Александра I Дж. Буш и Л. Руска заново благоустраивают участок на месте бывшего павильона Катальной горки. Склон между Гранитной террасой и Большим прудом обрабатывается в виде зеленых уступов, проводятся новые дорожки, спускающиеся от Террасы к пруду. Устье бокового канала оформляют фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. На большом гранитном валуне помещена бронзовая фигура сидящей девушки. Она печально склонила голову, подперев ее одной рукой, а другой держит осколок ручки кувшина. Из полуразбитого кувшина, лежащего у ее ног, выливается струйка родниковой воды, поступающая в бассейн, соединенный с фонтаном.

 

Большой пруд

Большой пруд

Оставить комментарий