Брынский лес (Россия)
Ой, ты, гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут речка Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах,
Сидит тридцать лит,
Ни конному, ни пешему пропуска нет…
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Брынские леса в наше время не так знамениты, как Муромские, хотя имеют не менее славную историю. Произрастают они в Калужской области по берегам реки Брыни, от которой и получили свое название. В старину здесь были непроходимые дебри, богатые дичью. В лесу промышляли охотники и разбойники, а народное воображение заселяло его чащи лешими, оборотнями и кикиморами. Именно в Брынском лесу обитал Соловей-разбойник, покоренный Ильей Муромцем.
Михаил Загоскин, описывая место действия своего приключенческого романа «Брынский лес» (1845), не скупился на краски: «В конце семнадцатого столетия в числе непроходимых лесов, покрывавших некогда большую часть России, одно из первых мест занимали находящиеся в нынешней Калужской губернии дремучие леса, посреди которых протекает небольшая речка Брынь. И теперь еще леса Брынские, о которых нередко упоминают в народных сказках и поверьях, представляются воображению простолюдинов какими-то безвестными дебрями, мрачным и пустынным жилищем косматых медведей, голодных волков, леших, оборотней и разбойников; в этом отношении они берут даже первенство над знаменитым Муромским лесом, и если крестьянин степных губерний желает сказать про какого-нибудь беглого, что он пропал без вести, то нередко выражается следующим образом: «Кто его отыщет, кормилец!.. Чай, ушел в Брынские леса»».
Во времена церковной реформы в дремучих Брынских лесах находили приют секты староверов, отчего их обряды стали именовать «брынская вера».
Когда в 1726 году Н. Н. Демидов построил на реке Брыни молотовый завод, лес стал активно вырубаться на дрова и стройматериалы. Индустриальная революция, как это водится, прошлась по чащам топором и пилой, не изведя под корень, но существенно проредив Брынские леса.
Наш герой поредел, но сохранил русский дух и сказочное очарование. М. М. Пришвин, гостивший в этих местах в начале ХХ века, делился своими впечатлениями с А. М. Ремизовым в письме от 12 мая 1910 года: «Вы себе и вообразить не можете, как пахнуло на меня подлинной Россией здесь, в этих Брынских лесах. Перед моим окном огромное озеро, ловят рыбу. За озером лес, страшный, «немыслимый», как здесь говорят, — тянется на сотню верст, переходит в Брянские леса».
Калужские леса живы! Их составляют главным образом ели, сосны, березы, осины, липы, дубы. Здесь водятся медведи, рыси, волки, лоси, зайцы, белки. Усилиями местных охотничьих хозяйств были расселены и прижились редкие прежде животные: русская выхухоль, бобр, кабан, косуля.
22
На это гости: «Княже,
Коль мы не рыбаки,
Пожалуй, скажем глаже:
Мы брынские стрелки!
23
Стреляем зверь да птицы
По дебрям по лесным,
А ноне две куницы
Пушистые следим;
24
Трущобой шли да дромом,
Досель удачи нет,
Но нас к твоим хоромам
Двойной приводит след!
А.К. Толстой. Сватовство. 1871
Если вы бывали в этом месте, поделитесь вашими впечатлениями.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.