Как обезопасить деревья в зоне строительства
В зоне строительства деревьям грозят самые разные повреждения, насаждения могут существенно пострадать, в том числе и из-за уплотнений почвы. Это очень серьезная проблема. С последствиями уплотнений в прикорневом пространстве деревьев можно бороться, но практика показывает, что нанесенный ущерб невозможно устранить на 100%.
Ошибки и небрежность
Даже если насаждения благодаря предпринятым мерам защиты и пережили строительный период без повреждений, то зачастую при завершении работ и уборки участка деревья все-таки серьезно страдают в случае непрофессионального обращения с почвой и прохождения транспорта по прикорневой площади.
Причины уплотнения почвы кроются в ошибках и небрежностях, допускаемых при строительных работах. Не соблюдаются границы, дозволенные для работ возле деревьев, грунт уплотняется под колесами машин, загрязненная почва покрывается коркой, что тоже приводит к уплотнению. Для устроения последствий таких ошибок необходимо проводить аэрацию.
Если застройку проводят на участке с большими и старыми деревьями, в зоне парка или леса, то возникает риск пространственной открытости растущих там деревьев. В данном случае насаждения оказываются не защищенными от неблагоприятных погодных условий (например, от сильных порывов ветра). Также возрастает вероятность возникновения солнечных ожогов коры.
Реакция деревьев на допущенные ошибки может проявиться не сразу, последствия становятся видны, как правило, через три года, а то и через десять лет. Что дерево в плохом состоянии, станет очевидным, когда оно из-за ухудшения условий роста засохнет или упадет.
К защите насаждений в месте застройки следует подходить со всей ответственностью, ведь и для деревьев справедливо высказывание: лучше предотвратить, чем затем лечить!
Защита корневой системы деревьев
К началу строительных работ следует обязательно принять меры защиты каждого дерева и его прикорневого пространства. Подлежащее защите прикорневое пространство (прикорневая зона) представляет собой участок под деревом, равный площади проекции кроны на землю плюс 1,50 м наружу.
Защита плодородной почвы с живущими в ней микроорганизмами, так же как и сохранение нормального функционирования корней, имеет большое значение. Только постоянные, прочно установленные защитные ограждения способны сберечь дерево. Сдвигаемые ограждения часто оказываются непригодными для защиты и могут переставляться строителями по их желанию.
Площади для подъезда, складирования и пребывания строителей, захватывающие корневые зоны, требуют особой подготовки. Нельзя недооценивать опасность уплотнения почвы из-за постоянного хождения по этой площади людей и негативного воздействия выхлопных газов при разогреве двигателей.
Нарушение водного баланса вследствие работ по снижению уровня грунтовых вод не может не сказаться на состоянии деревьев (независимо от того, будет ли это временное или постоянное снижение уровня). В обоих случаях нужны серьезные исследования, чтобы разработать и предпринять выравнивающие меры. Если не уделить внимание этой проблеме, затронутые насаждения могут тяжело пострадать: у них засыхают вершины, а нередко и все дерево медленно погибает.
Застойное переувлажнение, таящее в себе особую опасность, по большей части является следствием уплотнения почвы, которое не связано с прямым воздействием на нее. Проблема возникает из-за неправильной обработки почвы либо вследствие образования верхнего тонкого слоя грунта с сильной примесью глины и илистой грязи. Многие деревья довольно быстро гибнут из-за застойного переувлажнения.
При начале строительных работ нужно обязательно учитывать, что любое вмешательство приводит к продолжительным негативным последствиям и угрожает жизни деревьев, и только грамотно организованная защита может сохранить насаждения.
Защита от механических повреждений
Защитные ограждения для деревьев могут изготавливаться из досок или металлической сетки. Важно соблюдать достаточное расстояние от ограждения до дерева: к границе проекции кроны нужно добавить еще, как минимум, 1,5 м за ее пределы.
- Брусья или бревна (толщина в отрубе не менее 8 см) нужно прочно закрепить.
- Расстояние между стойками не должно превышать 2 м.
- На стойках следует крепить либо по шесть горизонтально располагаемых струганых досок (20 x 2 см) с зазором по 20 см друг от друга, либо проволочную сетку (толщина проволоки 2,5-3,0 мм, размер ячеек от 40 до 60 мм), либо стальную рулонную армированную сетку (типа 0 221 или Р 257 размером 5,00 х 2,15 м).
- Высота ограждения должна составлять 2 м.
- Защитный забор необходимо сохранять с момента начала строительства и до окончания сооружения всех внешних строений.
Если ситуация складывается таким образом, что возведение защитного ограждения вокруг дерева невозможно, то необходимо другими способами предохранить ствол и корневые наплывы дерева от механических повреждений.
Иногда стволы прикрывают набивной оболочкой, например из соломенных матов и досок или из обрезков шин и бревен, но, как правило, этого бывает недостаточно. Необходимы стабильные и прочные устройства из брусьев и досок, которые будут защищать корневые наплывы, комель, ствол и основание кроны. Если потребуется, следует подвязать вверх нижние ветви.
Проезжие трассы над корневыми зонами
В принципе проезжие трассы не должны пролегать над корневыми зонами. Но если все-таки эти зоны невозможно обойти, то ширину и протяженность трасс следует устанавливать минимальными. Поверхность земли необходимо засыпать выравнивающим слоем (толщиной около 15 см) из песка или галечника фракцией до 4 мм. Затем настелить распределяющим давление геонетканым материалом. Далее всё сверху покрыть дренирующим слоем из смеси естественного гравия или щебня с фракцией камней от 9 до 36 мм и общей толщиной 20 см. По завершении строительных работ эту вспомогательную дорогу следует демонтировать. Но при соответствующем планировании и точной прокладке такая строительная дорога может послужить базой для будущих дорог и подъездов.
Строительные трассы либо необходимые на короткий срок подъездные дороги также сооружают с помощью специальных шестиугольных соединяющихся плат из пластикового рециклата или алюминия. Платы взаимно сцепляются, в связи с чем трасса отличается высокой стабильностью и хорошим распределением усилий. Благодаря размеру плат (0,25 кв. м) и их структуре можно отказаться от сооружения специального фундамента. Как правило, достаточно лишь уложить выравнивающий слой из геонетканого материала толщиной в несколько сантиметров.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.