Ла Фоче – место встречи

Любовь Корка. Фото автора

071

Cад виллы Ла Фоче  – жемчужина Тосканы, прекрасный образец соединения традиций итальянского Ренессанса и английского садового искусства, она считается идеальным примером местной архитектурной и культурной эволюции в ХХ веке. Здесь объединились судьбы трех незаурядных людей своего времени.

Место встречи

Название виллы Ла Фоче означает «место встречи», она расположена на стыке двух долин: Орча и Кьяна, в трех часах езды на юг от Флоренции. Ее история началась в 1498 году, когда усадьба была построена под гостиницу «Остерия» при госпитале Святой Марии. Предположительно, ее оформлением занимался скульптор Бальдассаре Перуцци, который работал в этом районе в эпоху Ренессанса.

Но свой путь к славе Ла Фоче начала в двадцатых годах XX века, когда его купили Антонио и Айрис Ориго, переехавшие сюда из Флоренции. Итальянец Антонио был архитектором, а его жена, англо-американка Айрис, – историком и писательницей с мировым именем. Их желание превратить эти земли в оазис, вдохнуть новую жизнь в старую виллу было столь сильным, что пара взялась за дело с большим энтузиазмом прямо в медовый месяц.

Главную идею оформления сада Пинсент обозначил как «организованная природа в элегантной и ритмичной формальности».

 Последний шедевр Пинсента

К работе над садом Ориго привлекли английского ландшафтного архитектора Сесила Пинсента. Он занялся виллой Ла Фоче в 1924 году, и она стала жемчужиной среди его творений и последним садом, который он спроектировал в Италии.

Пинсент поставил перед собой задачу создать сад, который бы связал усадьбу с живописными окрестностями. Главную идею оформления сада дизайнер обозначил как «организованная природа в элегантной и ритмичной формальности». Работая с топографией, Пинсент разбивал террасы в соответствии с требованиями окружающего рельефа. В строительных и отделочных работах с целью гармонизации с естественной средой он использовал грубый травертин из местного карьера, мягкий серый цвет которого сочетался с окружающим ландшафтом и делал акцент на  естественные изгибы холма.

В течение последующих 15 лет Пинсент создал три основные зоны на разных уровнях сада, сохранив их композиционное единство: «Фонтанный сад», «Лимонный сад» и «Геометрический сад».

«Фонтанный» и «Лимонный сад»

К дому ведет дорога, обрамленная кипарисами и завершающаяся двумя падубами. Пинсент не изменил первоначальный облик виллы, но устроил напротив нее водоем (1924) с травертиновым фонтаном в центре, представляющим композицию из двух рыб, держащих на хвостах чашу.  Фонтан огибают посадки самшита. По обе стороны от здания расположены беседки с каменными колоннами, драпированные глицинией, и зеленый грот из стриженой зелени лавровых деревьев. Завершающий элемент «Фонтанного сада» – оранжерея в стиле XVIII века, построенная Пинсентом.

Через узкий проход, увенчанный двумя пилонами с вазами из травертина, можно попасть в «Лимонный сад» (1933). Задача этой зоны – увязать парк с рельефом местности. «Лимонный сад» выполнен в форме ряда ступенчатых террас, симметрично расположенных вокруг центральной оси. На каменных кубических постаментах стоят терракотовые горшки с лимонными деревьями. В конце «Лимонного сада» раскинулась широкая терраса, откуда открываются виды на долину Орча, гору Амиата и прекрасные тосканские ландшафты, играющие роль заимствованного пейзажа.

В течение последующих 15 лет Пинсент создал три основные зоны на разных уровнях сада, сохранив их композиционное единство: «Фонтанный сад», «Лимонный сад» и «Геометрический сад».

«Геометрический сад»

Незадолго до того, как Италия вступила во Вторую мировую войну (1939), Пинсент внес финальные изменения: разбил нижний «Геометрический сад», выходящий на долину Орча. Попасть в него можно спустившись по массивной двойной лестнице, украшенной вазами, обелисками и колоннами балюстрады, составляющими «Голубой грот» с фонтаном и семью нишами внутри.

По задумке Пинсента, на сад надо было смотреть сверху. Вся его территория окружена стеной колонновидных кипарисов и огорожена двойными самшитовыми шпалерами. Темные, стремительно взлетающие к небу силуэты кипарисов и клиновидные формы шпалер создают акцент в объемно-пространственной композиции сада и направляют взгляд к водоему в дальнем его конце. За водоемом расположена травертиновая скамья и статуя Природы, несущей дары Земли на своем плече. Кроме кипарисов здесь произрастают четыре довольно крупные магнолии.

Следуя за перголой

Параллельно оси «Фонтанный сад» – «Лимонный сад» – «Геометрический сад» выше выстроена пергола протяженностью 400 м, увитая глицинией, которая, распускаясь в мае, украшает ее каскадом цветков. Внутри перголы воздух гудит от пчел и светится лиловым светом, а под ногами шелестят опавшие, высушенные солнцем лепестки.

В узкой части между перголой и склоном Пинсент разместил сад роз, c геометрическими клумбами, которые позже Айрис заполнила пионами, ирисами, лилиями и лавандой. Кроме того, она покрыла стены вьющимися розами, жасминами и жимолостью.

На уровне балкона пергола делает поворот и следует по рельефу территории, оканчиваясь полукруглой площадкой со скамейками, откуда открывается особенно красивый вид на зигзагообразную дорожку, ставшую символом Тосканы. Дополняют вид пологие горы, вершины которых покрыты свойственными для этой части Италии вечнозелеными кипарисами. Продолжив путь вдоль перголы, можно попасть в старый некрополь.

За домом расположен маленький скрытый садик (giardino segreto), выполненный в регулярном стиле, – типичный элемент садов эпохи Возрождения.

Во время войны вилла Ла Фоче стала крепостью для союзных войск, предоставляя убежище английским и американским военнопленным. Айрис Ориго описала историю сопротивления фашизму в Южной Тоскане в своей книге «Война в долине Орча ».

Наследие Ориго

Айрис Ориго продолжала заниматься усадьбой до конца своих дней. Оглядываясь назад на более чем полувековую историю своего сада, она написала: «Постепенно, с опытом и неудачами, я поняла, какие растения могут и какие не могут пережить холодные зимы и горячие сухие ветра в моем саду. Я забросила всякие попытки высадить дельфиниумы, люпины, флоксы и многие другие растения. Но научилась укрывать на зиму.  А розы и пионы прекрасно цветут в глинистой почве, и на сухих склонах разливается в июне лавандовое море».

Антонио Ориго скончался в 1976 году, его жена Айрис Ориго – в 1988-м. Они нашли свой последний приют на краю леса, на небольшом кладбище с часовней. Их прекрасный сад унаследовали дочери, Бенедетта и Доната, и продолжают над ним работать без чрезмерного поклонения прошлому. Так, после 60 лет произрастания в саду розы стали уставать. Бенедетта не смогла сохранить клумбы именно такими, какими их задумала ее мать, и, проконсультировавшись с Питером Курзоном, английским архитектором, курирующим Ла Фоче в настоящее время, решила посадить на их месте  перовскии, анемоны и другие растения. Курзон одобрил такое решение: «Мы относимся к Ла Фоче как к современному саду, каковым он и является».

Став памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО, Ла Фоче продолжает оставаться культурным и художественным центром региона. Здесь проходит международный фестиваль камерной музыки Incontri in Terra, основанный в 1988 году, выставки современного искусства, а также проводятся курсы по истории сада и ландшафтного дизайна.

Leave a Reply