Аневуа – классика, романтизм, утонченность…
Бельгийские сады Аневуа раскинулись на площади 14,5 га вокруг средневекового замка на левом берегу реки Мёз в исторической области Кондро, там, где живописные леса, холмы и реки уживаются в полной гармонии друг с другом. Замок Аневуа, построенный еще в 1620 год, был реконструирован в 1775, и тогда же появились грандиозные водные сады.
Шарль-Алексис был очень талантливым человеком
Сад Аневуа – один из лучших среди водных садов не только Бельгии, но и Европы. Его особенность в том, что все фонтаны работают без насосов, на естественном перепаде высот и системе сообщающихся сосудов.
Владельцем замка и создателем садов был отпрыск богатой валлонской династии кузнецов Шарль-Алексис Монпелье (1717–1807). В молодости Шарль много путешествовал по Италии, Франции и Англии и в своем саду отразил самые яркие впечатления от увиденного. Нигде не удалось найти фамилию ландшафтного архитектора или садовника, руководившего закладкой сада Аневуа. Справедливости ради стоит сказать, что Шарль-Алексис был очень талантливым человеком и вполне мог руководить проектом самостоятельно от начала и до конца.
Перед нами предстает романтический сад, располагающий к длительным прогулкам вдоль многочисленных каналов и прудов. Аневуа, который сам Шарль называл не иначе как «европейский сад», явил собой смесь французской классики с английским романтизмом и итальянской утонченностью.
Шарль-Алексис, словно предчувствуя свой рок, проектировал сады не только как предмет зрительного восприятия, но и как сады, пробуждающие все чувства человека: обоняние, осязание, слух. Последние 10 лет жизни Шарль прожил в полной слепоте, но, как и раньше, мог наслаждаться своим любимым детищем.
В трех европейских стилях
Аневуа спланирован так, что его красота открывается постепенно, по мере продвижения вперед. С каждым шагом вглубь сада предстают все новые и новые пейзажи, один ландшафт сменяется другим. Какие же садовые идеи здесь воплощены?
Во-первых, это французский стиль, суть которого, по мнению Шарля, выражается простой, но емкой фразой: «Искусство подправляет Природу». Согласно канонам, разработанным мэтром французского ландшафтного дизайна Ленотром, сад должен иметь строгую симметрию, исключаются кривые и извилистые линии, а также значительные перепады высот. Сады а-ля франсе выглядят словно картины. В Аневуа этой философии соответствуют «Цветочная аллея», «Большая аллея» и «Французский каскад».
Английский романтический стиль – «Искусство приспосабливается к Природе». Акцент делается на естественном разнообразии, контрастах, важная роль отводится рельефу.
Девиз итальянского стиля – «Искусство имитирует Природу». В садах воспроизводятся натуральные объекты: водопады и ручьи, холмы и долины, пещеры и гроты. В пику французскому стилю здесь принято сохранять изгибы естественного ландшафта и перепады высот. В саду Аневуа самая примечательная «итальянская» особенность – это изгиб каменной стены замка, повторяющий поворот долины речушки Руйон (Rouillion). Да-да! Фасадная стена замка имеет заметное искривление. Сад по-итальянски, в понимании Шарля, должен полностью интегрироваться в природный ландшафт. Кроме того, согласно итальянской традиции вода считается главной эстетической осью сада и его душой.
Итак, прогуляемся по дорожкам сада Аневуа и пристальнее рассмотрим основные его элементы.
Сад по-итальянски, в понимании Монпелье, должен полностью интегрироваться в природный ландшафт.
Центральная часть
«Цветочная аллея» – центральный цветник сада, его визитная карточка. Это первое, что, наряду с огромным прудом и черными лебедями в нем, бросается в глаза. Аллея поднимается по склону и состоит из широкого прохода, по краям которого разбиты цветники с клеомами, вербенами, пестрыми шалфеями, артишоками, с ними чередуются полосы английского газона. Весной здесь можно наблюдать дружное цветение тюльпанов. По бокам цветника тянется живая изгородь высотой около полутора метров. Заканчивается «Цветочная аллея» широкой белокаменной лестницей с фонтанами.
«Французский каскад» – самый старый элемент сада. Точно выверенные пропорции двухуровневого водопада общей высотой 6 м обеспечивают идеальную зрительную симметрию сооружения с любой точки наблюдения. Этот подлинный шедевр французского классицизма венчают две беломраморные женские скульптуры.
«Французская аллея» – ключевое место в парадной части сада, примыкающей к южному фасаду замка. Это великолепный образчик стиля Ленотра, доведенного им до совершенства в Версале. Здесь нашему взору предстает безупречная симметрия, длинная перспектива и цветочные рабатки, окантованные аккуратными живыми заборчиками. По бокам аллея ограничивается высокими стенами из лип с филигранной стрижкой. Весной тут можно любоваться редкими сортами тюльпанов ‘Цветочный Кардинал’, ‘Орлеанский’, ‘Розалия’ и ‘Весенняя Зелень’. Летом бросаются в глаза внушительные посадки клещевины, ажурного фенхеля и периллы кустарниковой.
Южная часть
В южной, самой романтической части разбит розарий, своей семеричной формой похожий на французский, а по способу посадки розовых кустов больше напоминающий английский. Сейчас здесь растут полиантовые, чайно-гибридные и старинные французские розы. Розы сгруппированы по сортам с характерными ароматами, которые обеспечивают непрерывное благоухание с мая по октябрь. Рядом с розарием находится двухступенчатый водный каскад, от которого слышно приглушенное журчание, бормотание, клокотание… Этот шелест воды дополняет ауру места, располагающего к релаксации.
За каскадом невдалеке приковывает внимание своим полумраком итальянский грот с бурлящим внутри него одним из четырех ключей, питающих водные сады Аневуа. Поодаль еще одно романтическое сооружение сада – «Путь вожделения». Именно так назвал Шарль этот необычный петляющий по саду туннель арочного типа из плотно переплетенных ветвей граба. В конце «Пути…» находится фонтанчик в виде одной невысокой вертикальной струи, бьющей из старого, покрытого мхом камня. Это «Фонтан любви».
Раритеты Аневуа
Что еще интересного можно встретить в водных садах Аневуа? Вот, например, «Водяная лестница» – очень популярное у туристов место, часто встречающееся на официальных фотографиях Аневуа. Это каскад небольших фонтанов, словно по ступеням спускающихся вниз с восточного склона долины Руйон. Он работает без остановки с 1760 года (!) и является единственным в своем роде в Европе.
Неподалеку пространные, аккуратно подстриженные живые изгороди из боярышника контрастируют с огромными раскидистыми великанами-буками и дубами, затеняющими своими кронами добрую половину долины перед замком. В центре огромного зеленого амфитеатра, образованного могучими липами, буками и вязами, растущими по склонам долины, находится «Главный фонтан». Он представляет собой фигурку ангелочка-крепыша, который, шутя, выплевывает из трубки во рту струю воды на высоту свыше 7 м. Еще стоит упомянуть необычный для XVIII века фонтан с веерообразной формой струи, названный «Плавник Нептуна».
В северной части Аневуа на площади в полгектара в 2001 году был заложен ягодник, открытый для свободного доступа и служащий своеобразной сладкой приманкой для посетителей. Здесь подобраны сорта смородины, шелковица и малина, дающие по два урожая сочных ягод в июле и сентябре.
Каскад «Водяная лестница» работает без остановки с 1760 года.
Тайны «Большого канала»
Поднявшись по восточному склону, мы окажемся у водного зеркала «Большого канала». Это сооружение – ключевое в водоснабжении Аневуа и вместе с тем самое мистическое и загадочное. От него к фонтанам по закопанным в землю трубам подается вода. Откуда она поступает в «Большой канал»? Вопрос уместный, поскольку канал находится на самом верху восточных холмов, где нет природных ключей, а с другой стороны, в водных садах Аневуа вообще отсутствуют насосы. Разумеется, законы физики соблюдаются, и поэтому загадочный источник находится… на противоположном, более высоком, западном склоне долины на расстоянии 400 м по прямой. А как же все-таки поступает оттуда вода в «Большой канал»? Если пустить трубы напрямую через долину, то большой перепад высот разорвет их. Они проложены с постепенным снижением высоты сначала вверх по долине речки, при этом общая длина дубовых труб диаметром 1,6 м, закопанных в землю, составила 2 км!
Один берег «Большого канала» обустроен а-ля Версаль, с вазонами, мраморной облицовкой и т. д., а второй выглядит более диким и обсажен липовой аллеей.
Сад Аневуа – уникальный пример того, как для решения сложных инженерных задач используются природные явления.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.