Марфино – русская готика
Неподалеку от Москвы, на реке Уче, расположена старинная усадьба Марфино. За свою долгую историю она неоднократно меняла владельцев, переживала времена упадка и расцвета. Усадьбу отличает не только непростая судьба, но и оригинальная архитектура: в ее постройках классицизм считается с своеобразными формами псевдоготики.
При первых хозяевах
Когда-то Марфино принадлежало князю Борису Алексеевичу Голицыну, воспитателю и приближенному Петра I. Но свое архитектурное развитие усадьба получила, когда перешла в руки графа Петра Семеновича Салтыкова (1698–1772), генерал-губернатора Москвы. Именно при нем в Марфине началось интенсивное строительство. Прежние голицынские постройки были разобраны, их место занял каменный дом-дворец, соединенный с двумя флигелями галереями и террасами. От главного дома к пруду была построена лестница, завершавшаяся двумя грифонами – фантастическими крылатыми львами. За дворцом был разбит сад с липовыми аллеями, переходящий в густую рощу, посаженную на склоне холма.
После кончины П. С. Салтыкова усадьба перешла к сыну – Ивану Петровичу Салтыкову (1730–1805). При нем в Марфине продолжалось строительство архитектурного ансамбля. Новые постройки, домашний театр, картинная галерея, благоустроенный парк, богатое оранжерейное хозяйство сделали Марфино одним из образцов дворянского поместья той эпохи. Тогда же был возведен каменный мост, ведущий через пруд к дому. На высоком склоне у пруда появилась двухъярусная, с восьмигранным основанием, ротонда «Миловида» и еще одна постройка – музыкальный павильон в конце аллеи регулярной части парка.
Под женской рукой
Во время Отечественной войны 1812 года Марфино на несколько дней было захвачено неприятельскими отрядами, разграблено и сожжено. Восстановлением усадьбы активно занимался ее новый владелец Владимир Григорьевич Орлов (младший из пяти знаменитых братьев Орловых). Важная страница в истории Марфина открылась с легкой руки дочери В. Г. Орлова Софьи Владимировны, в замужестве Паниной, которая решила перестроить усадьбу по своему вкусу. Для этого она пригласила молодого московского архитектора М. Д. Быковского. То, что мы можем видеть в Марфине сейчас, в значительной степени является воплощением его замыслов – усадьба за несколько лет приобрела совершенно иной облик. Новый дом, как позднее написал о нем знаток русских усадеб Н. А. Греч, «прекрасно соединился с окружающим ландшафтом. Самое неожиданное в нем – не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка – нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь около Москвы обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта…».
В 1844 году С. Ф. Панина скончалась, и имение перешло к ее сыну – министру юстиции Виктору Никитичу Панину. В Марфине ему случалось бывать редко, но управляющему имением наказывал: «Сохранить и поддержать все, какпри покойной матушке…» В 1872 году В. Н. Панин уехал за границу, где спустя два года умер.
В Марфине гостил Карамзин, его пьесы ставились в местном театре.
Парк – английский, дикого характера
Несмотря на все попытки наследников поддерживать в Марфине порядок, усадьба стала постепенно приходить в упадок. Но даже в начале XX века усадьба поражала современников своей красотой. В большой статье П. П. Вейнера, опубликованной в журнале «Старые годы» (1910), приводится подробное описание усадьбы. «В прекрасном саду, насаженные деревья которого теперь уже далеко несутся ввысь, сохранились лишь две старые беседки, остатки Салтыковских времен. Одна – двухъярусная, круглая, красивым сторожем стоит на вершине берега пруда; другая – полуциркулем, тоже составленная из белых простых колонн, хороша тем далеким просветом аллеи, который виден из нее и манит и дразнит своим светлым пятном. Пышные клумбы цветов пестрыми пятнами оживляют тенистый сад и, может быть, до сих пор повторяют те узоры, что придумал искусный садовник, датчанин Сироп. Остальной парк – английский, дикого характера. Узкие тропинки, пересекаясь с гладкими дорожками, ведут по высокому скату берега, то подходя вплотную к пруду, то круто отбегая от него, соединяются берестяными и каменными мостиками, заводят в глухой лесок, теряются где-то вдали… Дорожки неровным кольцом огибают весь пруд, тихий, зеркальный, большой, с невозделанным островом посредине. Недаром хочется переехать на этот островок: оттуда полный вид на марфинскую затею, и именно на такое обозрение она, очевидно, и рассчитана. Темные кирпичи и красная глина моста, светло-розовый дом и белые крылатые сфинксы, на пристани – все, как Нарцисс, любуется собой в водах пруда и многоцветными красками оживляет его гладь. Здесь забываешь придуманность подражательного стиля, убежденные споры против него, и вольности строителя, и длинную сказку о былом, отдаешься очарованию панорамы и живешь ее крастой».
Усадьба Марфино расположена в Мытищинском районе, Московской области, в 25 км от Москвы по Дмитровскому шоссе.
Новейшая история
В 1917 году открылся новый этап в истории Марфина. Сначала здесь разместили колонию для беспризорных детей, позднее – дом отдыха. При этом значительно изменился вид комплекса. В годы войны в усадьбе располагался военный госпиталь. В 1953–1962 годах проводились реставрационные работы, имевшие целью восстановить облик усадьбы периода 1830–1840-х годов.
К сожалению, реконструкция не затронула парковую часть. Фрагмент пейзажного парка, основу которого составляет старый липняк, сегодня можно увидеть на левом берегу р. Учи. Выделяются старые лиственницы, растущие вблизи реки; отдельные экземпляры достигают 1 м в диаметре ствола. В естественных подмосковных лесах это сибирское дерево не встречается. У входа в усадьбу сохранилась лиственничная аллея. Еще один «пришелец» – белый тополь. В отличие от лиственницы, растущей в регионах с более суровым климатом, это обитатель южных речных пойм. Белые тополя образуют живописную рощицу на одном из островов Марфинского пруда. Среди травянистых растений в парке преобладают типичные для широколиственного леса пролесник многолетний, сныть обыкновенная и зеленчук желтый. Много также кислицы, которая более характерна для ельников.
В настоящее время в Марфине размещается Центральный военный клинический санаторий, и доступ на территорию комплекса ограничен.
В разные годы здесь снимались такие фильмы, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Тайна Эдвина Друда», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», и многие другие.
Leave a Reply
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Удалось побывать здесь лет пять назад. Проник буквально через забор – территория закрыта, там какой-то санаторий и простых смертных туда не пускают. Усадьба подзапущена – галерея была просто в жутком состоянии. Жаль…
То есть, как… Там закрыто, не пускают и на шедевр посмотреть нельзя?
Да, было закрыто. Вроде бы, пропуск можно было заказать, но насколько это реально для простого смертного – не знаю. По крайней мере, пройти свободно, как в Царицыно, или по билету, как в Кусково, нельзя было.
Слышала, что туда с экскурсией попасть можно. Но зачем же делать санаторий на территории архитектурного памятника? Не понятно.