Кусково. Жемчужина среди усадеб

Яна Янович. Фото автора
"Сердце" регулярного парка - партер с мраморными скульптурами

«Сердце» регулярного парка — партер с мраморными скульптурами

Чтобы погрузиться в мир старинной дворянской усадьбы XVIII столетия, не обязательно придумывать машину времени, достаточно посетить Кусково, которое до сих пор полно очарования ушедшего галантного века. Архитектурно-парковый ансамбль в полной мере вобрал в себя лучшие достижения русского усадебного строительства. На сегодняшний день Кусково – одна из немногих музеев-усадеб, в которой восстановлена планировка регулярного парка.

В течение более 30 лет

История этой живописной местности восходит к середине XVI века, когда она впервые упоминается «за боярином Иваном Васильевичем Шереметевым». В XVII веке Кусковым владел П.В. Шереметев, а с 1715 года его хозяином стал Борис Петрович Шереметев, который разбил здесь большой сад и построил деревянные оранжереи.

Расцвета усадьба достигла при сыне Б.П. Шереметева, Петре Борисовиче, он создал летнюю резиденцию с «бесчисленным множеством приятностей и отрад». Несмотря на то, что усадьба создавалась в течение более 30 лет под руководством разных архитекторов, она воспринимается как единое целое. Зодчие владели уникальными приемами соединения новых деталей и форм с уже существующей архитектурой, что позволило гармонично совместить боярскую усадьбу с парадной резиденцией.

Дворец и парадный двор

Хотя дворец (фото 4859) возведен из дерева, его формы выдержаны в традициях каменной архитектуры раннего классицизма, а планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, при которой двери всех помещений находятся на одной оси и комнаты располагаются одна за другой. Главным фасадом с выступающим портиком и пандусами подъезда дворец обращен в сторону Большого пруда, а противоположный – к партеру регулярного парка. Усадьба протянулась с юго-запада на северо-восток и включала запрудную, пейзажную и регулярную части.

Вся архитектура парадного двора подчинена дворцу – и кухонный флигель с портиками и высокими окнами, украшенными фигурными наличниками; и колокольня с высоким золоченым шпилем; и церковь, возведенная в 1737 году с учетом западноевропейских архитектурных традиций.

Из дворца открывается вид на Большой пруд, чья ровная гладь не кажется пустынной благодаря зеленому островку, расположенному в юго-западной его части. Очертания пруда и острова выстроены по геометрической схеме так же, как и регулярный парк.

Французский регулярный парк

Композиционный центр ансамбля — французский регулярный парк с мраморными скульптурами, увеселительными павильонами и партером. Художественный эффект сочетания белизны мрамора статуй с зеленью парков, использованный в виллах Древнего Рима, не утрачивает своей силы и в наших усадьбах.

В годы расцвета ансамбля партер был украшен декоративным ковром, составленным из зелени газона, различных оттенков толченого мрамора и песка, которые заполняли фигурные углубления в дерне, выполненные в стиле барроко. Стенами, ограничивающими это пространство, служат фасады дворца и «Оранжереи», а с боковых сторон его окаймляют вертикальные линии липовых боскетов.

Перед зелеными стенами на равном расстоянии друг от друга высажены липы, подстриженные в форме шара. За пределами партера дорожки парка сходятся, образуя многолучевые звезды, каждая из них в своей перспективе замыкается мраморной статуей или ризалитом дворца либо фасадом садового павильона.

Западная и восточная части

К западу от партера располагается «Голландский домик» и Эрмитаж, сочетающий в себе изящество классицизма и барочную пышность, а к востоку – вольер с певчими птицами и ансамбль итальянского пруда, объединивший «Итальянский домик», «Грот» и «Менажереи» для водоплавающей птицы.

Запрудную часть прорезывали три просеки, ориентированные на главный портик дворца. Канал, берущий начало от Большого пруда, открывал вид на Вешняковскую церковь, которая не сохранилась до наших дней, а «Вешняковская перспектива», идущая вдоль канала, сохранила свои контуры.

В честь посещения усадьбы Александром III у «Голландского домика» посажен дуб, которому уже 122 года. А уцелевшей лиственнице перед «Оранжереей» более 150 лет, ее ствол в диаметре достигает 1,5 м. Здание, где жила Прасковья Жемчугова, крепостная актриса, ставшая впоследствии женой хозяина усадьбы, окружают серебристо-белые тополя.

Зеленый театр и пейзажный парк

Один из трех театров парка располагался неподалеку от «Итальянского домика» и назывался Зеленым или Воздушным. Он был устроен из земляных насыпей, покрытых дерном, имел сценическую площадку и места для зрителей, искусно подстриженные кустарники служили кулисами и зелеными стенами театра. Расположенная рядом березовая роща создавала тень и хорошо отражала звук.

В 1780-х годах парковую зону значительно увеличил пейзажный парк (не сохранился) с тенистыми рощами и прудами, разбитый позади «Оранжереи». Были в нем «Храм тишины» и «Турецкая киоска», «Философский домик» и «Пещера дракона». В 1787 году под руководством крепостного архитектора А.Ф. Миронова здесь выстроили «Новый театр» – на тот момент один из самых совершенных как по устройству раздвижного амфитеатра, так и по технике машинерии.

Шереметев Борис Петрович (1652–1719) русский военный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, основоположник графской ветви рода Шереметевых, первый русский фельдмаршал.

Шереметев Петр Борисович (1713–1788) – сын Бориса Петровича и его второй жены А.П. Салтыковой. Генерал-аншеф (1760), генерал-адъютант (1760), обер-камергер (1761), сенатор (1762).

Голландский домик

Голландский домик

Статуя в партере

Статуя в партере

Астры из цветника

Астры из цветника

Comments
  1. Редакция
  2. Редакция

Leave a Reply