Садовый бонсай — деревья в миниатюре

Андрей Лысиков, кандидат биологических наук. Фото автора и Сергея Карепанова

Бонсай в горшках уже довольно распространен в нашей стране, а вот садовый в открытом грунте, пока еще редкость. При слове «бонсай» в сознании возникает образ деревца в горшке, например сосны или дуба, представляющего собой абсолютную копию настоящего лесного великана, только крошечных размеров.

Не классический, а…

Цепочка образов тянется дальше – Япония, семейная реликвия, кропотливый уход… и тут, как правило, она обрывается, по крайней мере у тех людей, кто не увлекается этим удивительным видом садового искусства и, можно сказать, особой философией. Нас же главным образом интересует не классический бонсай, которому посвящены многочисленные книги и статьи, а садовый. Что это такое, в чем их сходство и различие – в этом мы и попробуем разобраться.

С востока на запад

Искусство выращивания карликовых деревьев возникло в Китае не позднее II века н. э., а по некоторым данным, в первом тысячелетии до н. э. Доподлинно неизвестно, что явилось причиной возникновения нового садового течения, то ли это была прихоть богатых правителей Поднебесной, то ли изобретение даосских философов, считавших миниатюрные растения вместилищем духов природы. Существует также версия о том, что уменьшение размеров растений было вынужденной мерой, связанной с нехваткой места для жилья в перенаселенных китайских городах.

Так или иначе, но практика выращивания крошечных деревьев стала китайской традицией, а в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там бонсай получил столь мощное распространение, что не только у нас, но и во всем мире он ассоциируется почти исключительно с японской культурой и философией. Особенно развито искусство бонсая было в XVIII–XIX веках, когда представители различных сословий японского общества, от простых горожан до членов императорской семьи, считали почетным делом, а многие даже необходимостью иметь у себя карликовые деревья в горшке и уметь за ними ухаживать.

Сейчас в Стране восходящего солнца действуют тысячи школ и студий бонсая, в течение столетий здесь выработаны многочисленные стили, дополнившие изначальные архетипы китайской школы, разработаны правила любования этими живыми объектами, заключающими в себе символическую силу и мудрость природы.

Садовый бонсай. Так называемая помпонная формовка

Садовый бонсай. Так называемая помпонная формовка

Фикусы – излюбленный растительный материал для создания бонсай

Фикусы – излюбленный растительный
материал для создания бонсай

Европа познакомилась с бонсаем только в начале прошлого столетия, когда на волне увлечения этим восточным искусством здесь состоялись первые выставки миниатюрных деревьев солидного возраста. С тех пор мода на них существует по всему свету, в том числе и в нашей стране.

В старые времена материал для создания бонсай японцы черпали исключительно в природе, отыскивая высоко в горах и на бедных каменистых пустошах карликовые деревца, необычный внешний вид которых был следствием суровых условий произрастания. Позднее стали применять обычный материал: сеянцы и саженцы деревьев и кустарников, которые подвергались обрезке и прищипке, изменению формы и направления роста ветвей, а также черенкованию и прививке. В последнее время все чаще используют ретарданты – препараты, замедляющие рост растений.

Главная задача бонсая – имитация природного облика старого дерева, много повидавшего на своем веку.

Бонсай без горшка

Собственно говоря, садовый бонсай, подразумевающий выращивание специально формованных деревьев в открытом грунте, словом «бонсай» называть неверно, поскольку данный термин в переводе с японского буквально означает «растение в плошке», или даже «растущее в плошке». То есть название вовсе не указывает на дерево, это может быть кустарник либо травянистый многолетник, например злак. В классическом варианте такое вполне допустимо, а в случае с садовым бонсаем, как правило, работают только с деревьями и реже – с «малоствольными» кустарниками. И самое главное – садовый бонсай выращивают без всякого горшка.

Отличие садового варианта бонсая от традиционного имеет следствием несколько важных обстоятельств.

Во-первых, выбор растений приходится резко ограничивать в соответствии с климатическими условиями того места, где высаживают и культивируют бонсай.

Во-вторых, выращивание этих растений не предусматривает их регулярную пересадку и обрезку корневой системы, что в значительной степени облегчает уход за ними. Однако, с другой стороны, это заставляет активнее реагировать на интенсивный рост надземной части.

И, наконец, следуя тезису о пропорциональности всех элементов сада, садовый бонсай может и должен иметь значительно большие размеры по сравнению с традиционным.

Садовый бонсай иногда сравнивают с топиарными формами, но это отнюдь не одно и то же. В восточной практике деревья формируют в соответствии со стилистическими течениями, наработанными в этом искусстве. При выборе стиля формирования, безусловно, принимаются во внимание не только характер роста и габитуальные черты того или иного ботанического вида, но и индивидуальные особенности каждого растения.

Теккан

Моеги

Сякан

Кенгай

Хокидати

Икадабуки

Разнообразие стилей

Существует много сложившихся стилей бонсая, из которых в практике садового варианта этого искусства чаще всего используют лишь несколько. Среди них теккан, или вертикальный стиль, в русле которого формируют дерево с прямым, кряжистым стволом, очищенным снизу от веток, и сильно сужающейся кверху кроной.

Стиль моеги также предусматривает вертикальный ствол, но он бывает волнообразно изогнут, причем ближе к вершине амплитуда изгибов уменьшается. Сравнительно реже работают в стилях сякан и кенгай, в которых деревья формируются с наклонным стволом и ниспадающими в одну сторону ветвями, что создает флагообразный вид дерева, стойко переносящего капризы природы.

Нередко в наших питомниках можно увидеть привозной садовый бонсай в стиле кабудати – когда из основания ствола в разные стороны вырастают несколько скелетных ветвей, завершающихся шапками хвои или, реже, листвы. Если при этом ствол более-менее протяженный, то такое дерево, напоминающее метлу, относят к стилю. Встречаются также растения с двойным или тройным стволом, своего хокидати рода варианты букетной посадки. Изысканным и редким считается стиль саримики, в котором формируют деревья с отдельными сухими сучьями или даже с отсутствием фрагментов коры на стволе. Эти карликовые патриархи с участками голой древесины производят сильное впечатление.

С помощью вышеперечисленных приспособлений, а главным образом толстой проволоки, изменяют форму ствола и ветвей и задают направление для их роста в соответствии с творческим замыслом.

Как это делается

При создании бонсай широко используются разные материалы и приспособления: тросики, веревки, грузы, бамбуковые бандажи, рамки и рейки, проволока, обычно медная, применять которую для фиксации положения стволика и ветвей начали только в самом конце XIX века.

Превращение обычных деревьев в изящный бонсай в общих чертах выглядит следующим образом. Выбранное деревце освобождают от слабых, тонких и сухих побегов, прореживая крону и оставляя ограниченное число скелетных ветвей. В зависимости от выбранного стиля затем может проводиться кронирование дерева, обрезка его верхушки и перевод на боковой побег.

С помощью вышеперечисленных приспособлений, а главным образом толстой проволоки, изменяют форму ствола и ветвей и задают направление для их роста в соответствии с творческим замыслом. Для этого проволоку обматывают вокруг основных побегов, создавая таким образом проволочный скелет будущего бонсай. Плоские разветвления тонких побегов на концах ветвей закрепляют при помощи бамбуковых палочек и решеток, скрепленных тонкой проволокой или бечевками. Такой жесткий каркас вокруг дерева может оставаться до нескольких лет, пока ствол и ветви не зафиксируются в нужном положении.

Наряду с этим ежегодно выполняют подрезку и прищипку образующихся побегов, причем укорачивание проводят несколько раз в год с помощью секатора и специальных ножниц, а прищипку – чаще всего пальцами, надламывая весной «молочные» побеги. Эта операция легко удается на хвойных растениях (елях, соснах, лиственницах) в начале их весеннего роста, когда хвоинки собраны вместе с побегом или только начинают отходить от него.

У лиственных деревьев прищипку и подрезку образующихся побегов для ограничения роста обычно проводят многократно в течение вегетационного сезона. В результате на концах ветвей можно сформировать эффектные густые «подушки» или плоские «тарелки». При этом не надо забывать, что фантастический облик бонсай отнюдь не самоцель. Главная задача – имитация природного облика старого дерева, много повидавшего на своем веку.

 

Выбираем дерево

Какие же деревья, а также кустарники подойдут для создания бонсай? Японцы используют преимущественно местные виды растений, а поскольку природа Дальнего Востока славится исключительным флористическим богатством, их выбор представляется весьма обширным. Однако на приусадебном участке, расположенном где-нибудь в средней полосе России, некоторые традиционные для японского сада растения могут пострадать или вымерзнуть в первую же зиму. Поэтому такие виды, как криптомерия японская, тисс остроконечный, японская красная сосна (она же с. густоцветная) и японская белая сосна (с. мелкоцветковая), мы высаживать не станем, хотя в Стране восходящего солнца именно они входят в число излюбленных хвойных деревьев для формирования бонсай.

В наших широтах можно остановить выбор на ели обыкновенной, е. колючей, сосне обыкновенной, с веймутовой, с. кедровой европейской, кедре сибирском, низкорослых с. горной и кедровом стланике, в том числе и на декоративных формах этих хвойных растений. Не стоит оставлять без внимания хорошо вегетирующие у нас виды лиственниц, пихт и можжевельников, тую западную и тсугу канадскую, которые способны превратиться в привлекательные низкорослые бонсаи.

Гораздо реже в наших торговых сетях можно встретить садовый бонсай, сформированный из лиственных деревьев и особенно кустарников. В питомниках теплых стран Азии и Европы для этого чаще всего используют фикусы, буки, грабы, рододендроны, дзелькву, гранат, клен японский, камелию японскую, разные цитрусовые и красивоцветущие вишни и сливы, подпадающие под собирательное название «сакура». Но и в наших условиях выбор лиственных видов совсем не плох, мы можем экспериментировать с березами, дубами, вязами, каштанами, многими ивами, а также кленами, некоторые из которых имеют вполне восточный облик, например к. приречный, к. маньчжурский или к. ложнозибольдов.

В роли сакур выступят похожие на них декоративные яблони, абрикос маньчжурский, вишня войлочная, черемуха мелкопильчатая, сливы уссурийская, корейская и китайская, покрывающиеся по весне воздушным облаком цветков. А ведь есть еще рябины, дерены, бересклеты, некоторые азалии, да мало ли еще древесных видов способен превратить в изысканный японский бонсай увлеченный русский садовод.

 

Пространство для бонсай

Бонсай – растительный и художественный компонент, который подходит далеко не для всякого сада. Во-первых, не надо забывать, что это все-таки элемент чужой для нас культуры, в связи с чем его экзотический вид в условиях привычных ландшафтов средней полосы может вызывать ощущение диссонанса и дискомфорта. Кроме того, представьте, как нелепо будет выглядеть бонсай в пестром многоцветном палисаднике, среди обычных деревьев и кустарников или где-нибудь возле грядок с укропом.

Ему требуется особая обстановка и соответствующее окружение. Как символ вечности и олицетворение сил природы, бонсай организует и гармонизирует пространство вокруг себя, будто заряжая его первородной энергетикой, настраивает сознание человека на восприятие каких-то базовых ценностей. Опять же это касается не каждого, а главным образом тех, кому близко мироощущение народов Дальнего Востока и их каноны красоты.

Эффектный бонсай, выполненный в стиле саримики

Эффектный бонсай, выполненный в стиле саримики

Поэтому в обычном саду отыщется не так уж много мест, в которых бонсай будет смотреться совершенно естественно. По большому счету их только два.

Во-первых, уголок, оформленный в восточном стиле или, в исключительном случае, целый участок, стилистически решенный как японский сад. Приветствуется присутствие геопластики, лаконичный дизайн, сдержанное цветовое решение, а также использование натуральных материалов. В таком ландшафте могут присутствовать отдельные деревья в стиле бонсая или даже целая роща. Кстати, в укрытых, защищенных от ветров местах на участке можно попытаться вырастить бонсай, сформированный из растений группы риска, например из кипарисовика тупого, сосны черной или клена дланевидного.

Второй случай – солитерная посадка эффектного экземпляра бонсай в парадной части участка. Здесь этот представитель древнейшего искусства может выступать в качестве абстрактного экзотического элемента, своеобразного фокуса интереса, а потому может неплохо сочетаться с совершенно разными вариантами оформления участка вплоть до сногсшибательных проектов в стиле модерн или хай-тек.

Leave a Reply