Пейнтбол – «войнушка с краской»

Николай Соболев. Фото Степана и Лидии Федоровых

_MG_9670

Существует определение пейнтбола как имитации скоротечного огневого контакта на ограниченном пространстве и гораздо более распространенное – «войнушка с краской». В общем-то, так оно и есть – это с детства знакомая игра в войну, только современные технологии позволили вместо «Падай, я тебя убил!» использовать кляксу от шарика с краской.

 

Гонка вооружений

Считается, что пейнтбол возник в 1982 году, когда группа американцев впервые применила в игре на выживание пневматические пистолеты для маркировки скота и деревьев. Однозарядные и потому обладавшие низкой скорострельностью, эти свойства пистолетов определили и первоначальный облик игры – громадные территории, достигавшие нескольких квадратных километров, многочасовое сидение в засадах ради одного выстрела, малое число игроков…

Однако судьба пейнтбола, как и всякого технического спорта, попала в руки изобретателей. И понеслось – началась гонка за огневой мощью…

Для начала Самоделкины создали помповые маркеры, в которых досылание каждого шара из обоймы в ствол происходило вручную. Затем в конце 80-х появились полуавтоматические, досылавшие шары силой сжатого углекислого газа. Темп стрельбы возрос на порядки, как и расход шаров, – теперь не было нужды сидеть и выжидать «идеального выстрела», отпала необходимость в огромных площадках, одна сшибка сократилась до 20–30 минут.

В пейнтбол потянулись новички, которые раньше становились легкой добычей старичков и были вынуждены часами куковать в ожидании новой игры – теперь цена ошибки была не настолько велика. К середине 90-х стандартная игра на поле размером в гектар-другой занимала всего минут 20 – за это время два-три десятка игроков вполне успевали «перестрелять» друг друга. Появилась возможность проводить турниры, возникли первые спортивные правила, которые начали эволюционировать в сторону уравнивания шансов.

_MG_2172И тут грянула вторая революция – к маркерам приспособили сжатый воздух и электронику. Темп подскочил до 20 выстрелов в минуту, к этому добавилась возможность выбора режимов стрельбы – одиночными, очередями, сериями по 3–4 выстрела и т. д. Однако в подавляющем большинстве клубов прокатный парк по-прежнему состоит из полуавтоматов – они наиболее неприхотливы и надежны и вполне способны обеспечить массу удовольствия от игры.

В спорте же логика развития привела к радикальным различиям с «лесным», развлекательным пейнтболом – ровные газоны, строго заданные размеры поля, яркие надувные укрытия, яркая форма, невероятный для «лесников» расход шаров (до 1500 за 5 минут) и маркеры хай-энд, зашкаливающие за пару тысяч долларов.

Маркер уравнивает игроков и позволяет играть без различия пола, возраста, веса и тому подобных разделений.

Секреты амуниции

Маркер уравнивает игроков и позволяет играть без различия пола, возраста, веса и тому подобных разделений, принятых в других видах спорта. У каждого игрока есть возможность выстреливать шар со скоростью до 90 м/с (это единый, принятый во всем мире стандарт безопасности) примерно на одну и ту же дистанцию. Это в корне подрывает распространенное представление о том, что в игре можно стать «снайпером» или «пулеметчиком» – ну нет в пейнтболе такого разительного отличия ТТХ маркеров, как в огнестрельном оружии.

Тут следует сказать, что маркер не самая главная вещь в пейнтболе. Самая главная – маска. Без маски ни один клуб не выпустит игрока на поле – это все равно что посадить новичка в машину без тормозов. Маска – альфа и омега безопасности, ее категорически запрещается снимать на поле. Все остальное защитное снаряжение – повязки на горло, «бронежилеты», перчатки, наколенники и налокотники – вторично.

Следом по важности идет шарик – тварь на редкость капризная. Относительно мягкая желатиновая оболочка и наполнитель находятся в тонком динамическом равновесии, на которое могут повлиять влажность, температура, условия хранения, настройки маркера и т. д. Так что криволинейный полет шара или нераскол на цели – неизбежное зло, оттого-то опытные игроки предпочитают выстрелить 3–4 раза, а не надеяться на один выстрел. И по этой же причине опытные игроки не торопятся сразу выйти из-за укрытия после поражения, а сперва поднимают маркер вверх и дожидаются, когда до цели долетят шарики, бывшие на подлете.

 «Каждый за себя», «стенка на стенку», «атака и оборона», «охраняемое лицо».

 

 

Сценарий и правила

Итак, маски, маркеры с одинаковой скоростью и неидеально круглые шарики определяют тот формат развлекательных игр, который существует на сегодня во всем мире: короткая, от 5 до 20 минут, сшибка 5–20 игроков на поле в 0,5–2 га.

В самом простом варианте это дуэль, игра один на один или «каждый за себя», если игроков больше двух. Простейший командный вариант – «стенка на стенку», когда две примерно равные группы стартуют с разных концов площадки и пытаются поразить всех соперников. Немножко сложнее – игры с флагом, который нужно добыть в центре поля и занести на базу противника или захватить на базе противника и утащить к себе. Есть игры «атака и оборона» – малая группа заранее занимает позиции, большая атакует. Можно искать по ходу игры какой-либо предмет в поле с целью доставить его в заранее заданную точку. Или вариант VIP – целым и невредимым довести «охраняемое лицо» из пункта А в пункт В.

Разумеется, существуют и десятки других вариантов – игры с переменой сторон, игры на время (пораженный выходит с поля, отмечается у судьи и возвращается в игру, а победителем по окончании времени становится та сторона, у которой пораженных было меньше), игры со звонками (очки даются за каждый удар в колокол или звонок в зуммер) и т. д., все зависит от фантазии игроков и организаторов.

При таком разнообразии сценариев правила остаются практически неизменными – не снимать маску, не стрелять в упор, не лазить в потенциально опасные места и т. п. Поражением практически везде в мире считается раскол шарика и пятно краски размером примерно в пятирублевую монету на любой части тела, одежды или переносимых игроком предметов. Есть и «зауженные» правила, когда поражения засчитываются только «в корпус» или только «в голову», – но такой подход создает обширную почву для споров, потому как точно определить, где кончается рука и начинается корпус, бывает сложно.

 Поражением также считается выход за границы поля, добровольный выход из игры (по любой причине – кончились шары, устал, надоело и т. п.) или по решению судьи (обычно по соображениям безопасности). Следует сказать, что главная задача пейнтбольных судей – соблюдение техники безопасности, поэтому их команды на поле должны выполняться беспрекословно.

Не снимать маску, не стрелять в упор, не лазить в опасные места.

 

Если вы собрались играть в пейнтбол:

  • Позаботьтесь о правильной обуви. Вам предстоит бегать по лесу, пересеченной местности или в заброшенных зданиях. Лучшим выбором является нечто с рифленой подметкой и поддержкой голеностопа – кроссовки, трекинговые ботинки, берцы армейского типа.
  • Обычная судьба новичка – «гибнуть» в первых играх на первых минутах. Пока вы не поймете, что творится на площадке, вы будете легкой мишенью. Запоминайте, анализируйте, улучшайте свои действия. Помните, если вас нашел-таки шарик, то в 99% случаев это не случайность, а ваша ошибка. Постарайтесь понять, в чем она, и не повторять ее.
  • На игре сохраняйте хладнокровие. Адреналин, конечно, будет играть в крови, но можно сконцентрироваться на дыхании, наблюдении за полем и т. д. Если вы с колотящимся сердцем сжались за укрытием и с ужасом ждете, что вот сейчас прилетит шарик и ага, то вы играете на руку соперникам и мешаете собственной команде. Не бойтесь, свой шарик вы рано или поздно поймаете, это всего лишь часть игры – как «съеденная» фигура в шахматах.
  • Действуйте. Если вы не стреляете, не передвигаетесь, не ведете наблюдение за полем и не сообщаете результаты товарищам по команде, вы – балласт. В конце концов, не корову проигрываете – попробуйте сделать хоть что-нибудь и посмотрите, что получится. Даже если вас поразят – через 15–20 минут вы снова выйдете на поле.
  • Используйте укрытия и «мертвые зоны». Чем меньше видит противник, тем меньше у него шансов вас поразить – следите, чтобы из-за укрытия не торчали руки-ноги.
  • Не снимайте маску на поле. Попадание в лицо весьма болезненно, а шарик, залетевший в ухо или, паче чаяния, в глаз, означает как минимум госпитализацию. Берегите себя – играйте безопасно.
  • Рассчитывайте силы – сгоряча и на радостях вы можете незаметно для себя набегаться так, что на следующее утро не спустите ног с кровати. И не забудьте про бутылку с минералкой, она окажется весьма полезной.
  • Старайтесь играть в паре с товарищем, прикрывая друг друга. Выдавить с позиции или поразить пару игроков – задача более сложная, чем зажать за укрытием одиночку.
  • Не стесняйтесь спрашивать – все мы когда-то были новичками.
  • Помните, соперник – не враг, все игроки на поле приехали сюда получить удовольствие и отдохнуть. Берегите себя и друг друга!

Материал предоставлен компанией АПГ.

 

 

Leave a Reply