Сад Шато Монженан — в стиле Руссо

Сергей Карепанов, Фото автора

KARS8884

Сад Шато Монженан был заложен в эпоху просвещения и воплотил в себе идеи Жан-Жака Руссо. В огромных и богато украшенных садах Руссо видел только тщеславие собственника и архитектора, готовых выставить напоказ первый – свое богатство, а второй – свой талант, в итоге олицетворяя в своих творениях только скуку. Таким садом, безусловно, не является сад Монженан, в нем даже скучная осенняя пора переносится легко и приятно.

Предистория

Шато Монженан находится в 30 км на юг от Бордо, в городке Порте. Особняк был построен в 1736 году архитектором Ле Херрисей для барона Антуана де Гаска, богатого феодала, председатель парламента Гиени. Это было в те далекие времена, когда регионы Франции имели большую самостоятельность, а королевская власть только-только выходила за пределы Иль-де-ля-Сите.

Де Гаска было очень известным семейством, оставившим значительный след в истории Франции. В близких друзьях барона были философы Делиер, Монтескье, проживающий в нескольких километрах в шато Ла Бред, и Жан-Жак Руссо.

Сад Монженан получил титул «Замечательный сад», который присваивается самым выдающимся садам страны. С 1986 года имение Монженан считается историческим памятником Франции.

Идеи Руссо и Линнея

В 1741 году в Монженан был заложен ботанический сад. Идеи его создания и любовь к ботанике де Гаска получил от своих просвещенных друзей, Руссо и Карла Линнея, прославленного ботаника. Если Руссо «отвечал» за идею и концепцию сада, то ботаник – за «ассортиментную ведомость» растений. Оба этих, казалось бы, разных человека всецело разделяли одну общую мысль. Линей считал, что все растения имеют ценность, являются ли они декоративными, медицинскими, дикорастущими или съедобными. Изречение Руссо: «Травы, растущие по обочине наших дорог, представляют для нас большую ценность, чем орхидеи из Китая», – обозначило идею сада Монженан.

Через двадцать лет Руссо подробно описал свой идеальный романтический сад под названием Элизиум, или Елисейские поля, в письмах двух влюбленных, Юлии и Сен-Пре, героев романа «Юлия, или Новая Элоиза». Фактически Монженан является редким в истории случаем, когда сад был сначала создан, а уже потом описан в литературном произведении.

Сад Монженан до сих пор во многом сохранил свой первозданный вид. Тут растут те же старинные сорта роз, местные сорта плодовых деревьев, астры, ирисы, георгины и ароматические травы. Есть туберозы, которые издревле применялись в парфюмерии. План сада совпадает с рисунком философского дерева, или «дерева жизни».

В духе времени

В северной части имения находится вошедший в моду в XVII веке сад «Агремэн», предназначенный для отдыха и развлечений. Его основу составляют экзотические деревья, такие как хурма, магнолии, маклюра оранжевая, камфорное дерево, ликвидамбар, редкие кусты химонанта скороспелого, и растения обычные для данной местности. Над всем садом возвышается гигантский гималайский кедр, посаженный здесь двести лет назад.

Южную часть Монженана от северной отделяет каменное строение в аскетичном аквитанском стиле XVIII века со строгой ориентацией с востока на запад. Перед южным фасадом дома взору открывается орнаментальный классический французский сад. Именно сюда попадают гости, когда входят в имение через массивные чугунные ворота. Их решетка, как и все скобяные и литые изделия Монженана, в большом количестве встречающиеся в саду, выполнена знаменитым мастером из Дижона Блейзом Шарлю (1710–1792). Грациозность орнаментального сада подчеркивается девятью скульптурами греческих муз, выставленными по южному периметру. Средневековый колодезь несколько разрушает симметрию места, но придает ему загадочность.

Заросли далеко не благоприятствуют плодовым деревьям, но «Утилитарный» сад Монженан – единственное место во всем саду, где полезным пожертвовали ради приятного.

В подражание раю

Продолжая движение на юг, мы попадаем в «Утилитарный» сад, он несет главную концептуальную нагрузку в идеях Руссо о райском, идеальном саде Элизиум. Вход в него украшен каменными колоннами, увенчанными чугунной решеткой. Райский сад, по Руссо, находится не на небесах, а на земле, поэтому чтобы попасть туда, надо спуститься по лестнице из семи ступеней (число, символизирующее вход в рай). В «Элизиуме» Монженана растут более 1 000 разнообразных декоративных, съедобных, лекарственных, красящих и пахучих растений. Традиция посадки в каре, или прямоугольные гряды, пришла из средневековых монастырей. Известным популяризатором такой организации утилитарных садов или огородов был Альберт ле Гранд (1193–1280). «На примере нашего сада можно наглядно проследить, как развивался ландшафтный дизайн старинных огородов», – говорит нынешняя хозяйка сада Флоренс Мот.

Здесь нет экзотических растений, но местные представители флоры расположены в таком сочетании, что производят необычно яркое впечатление. Зеленый газон, расстилающийся плотным ковром, переплетен цветущими травами, бальзаминами, тимьяном, душицей. В самых открытых местах разбросаны в беспорядке кусты цветущих роз, малины, смородины, усыпанной в конце лета яркими плодами, заросли сирени, благоухающие ранней весной, бузины с шапками душистых цветков летом и черными гроздями ягод осенью, жасмина, сгибающего свои ветви под тяжестью источающих тонкий аромат цветков, желтые дроки. Под сенью гирлянд плюща, дикого винограда, хмеля, повилика, ломоноса и других вьющихся растений сплетаются ветви жимолости и гортензии.

Сад в движении

При посещении таких мест всегда возникает законный вопрос: как много садовников работает здесь и насколько сад трудоемок в уходе? Ответ мадам Мот соответствует идеям Руссо об идеальном саде, который должен быть прост в обслуживании: «Наш садовник работает дней двенадцать в году, столько же времени тратят два-три привлеченных работника, несколько часов в неделю работают члены моей семьи». Такая организация садоводства перекликается и с идеями современного французского ландшафтного дизайнера, пейзажиста Жиля Клемана. Согласно его концепции «сада в движении», главная задача проектировщика заключается в грамотном составлении плана сада, подборе растений и их посадке. Потом он может уйти из сада и наблюдать со стороны, как сад развивается, растет и перемещается. Конечно, контроль нужен, но вмешательство человека минимально.

Монженан замкнут с двух сторон каменной стеной, которая замаскирована густо посаженными деревьями разных пород, так что границу сада можно принять за начало леса. Как в идеальном саду Элизиум, в Монженане нет ничего вытянутого по линеечке, ничего выровненного, никогда шнурок проектировщика здесь не протягивался. Ведь в природе ничто не растет по ранжиру, мнимая неправильность извилистых дорожек сада «Агремэн» достигнута с большим искусством для того, чтобы продлить места для прогулки, визуально увеличить размер сада и избежать неудобных и слишком частых поворотов.

Вам кажется, что это место дикое, уединенное и вы чуть ли не первый смертный, проникший в это безлюдье.

И не только сад

В Монженане есть птичник, а диких пернатых привлекают в сад различными ухищрениями. «Трудно приманить птиц туда, где их нет, но где они есть – легко добиться, чтобы их стало больше», – говорит словами Руссо хозяйка сада. Здесь подсеивают пшеницу, просо, подсолнечник, коноплю и овес – всякие растения, которые любят птицы. По весне разбрасывают клочья конского волоса, соломы, пакли и мха, чтобы помочь птицам свить гнезда. «Вот почему, – продолжает модам Мот, – каждую весну птицы возвращаются к нам. Родина отцов становится и родиной детей».

Шато Монженан располагается на землях, на которых еще римляне возделывали виноград и производили из него божественный напиток. В поместье на площади 5 га выращиваются лозы сорта «мальбек», «мерло», «каберне-франк», «семильон», «совиньон». Именно здесь когда-то появилось вино кларет, которое в XIX веке стало известным по всему миру.

Хозяйственные постройки с голубятней

Хозяйственные постройки с голубятней

Хурма и колонка работы Б. Шарлю

Хурма и колонка работы Б. Шарлю

Мадам Мот продолжает просветительские традиции своих предков, проводя в усадьбе научные и культурные мероприятия. Достаточно сказать, что в Шато выступали А. Рубинштейн и М. Ростропович. Здесь проводятся семинары о мировоззрениях Монтескье и Шатобриана или о роли рыцарей-тамплиеров в распространении садоводства Средневековья. В этом году 28 июня исполнилось ровно 300 лет со дня рождения Руссо. В Монженане состоится симпозиум, посвященный творчеству мыслителя и создателя сада.

 

 

Comments
  1. fike

Leave a Reply