Фернхилл. Ирландский сад – как он есть

Марина Лацис, фото автора

заставкаIMG_5753 (Large)

По ряду исторических и природных причин, о которых мы поговорим ниже, все ирландские сады по сути своей чрезвычайно тесно связаны с древесными насаждениями, играющими в них важную композиционную роль. Они же визуально разнообразят пейзаж в любой из сезонов года. А умеренный, влажный климат Ирландии позволяет формировать в ландшафте превосходные коллекции, демонстрирующие древесные породы в их полном расцвете и красоте.

Робинсоновский стиль

Вот и великолепный Фернхилл занимает достойнейшее место в ряду ирландских садов, где на первом месте не архитектура, а растения. На 40 акрах здесь представлена богатейшая коллекция деревьев и кустарников, высаженных в живописных композициях природного стиля, который в Европе принято именовать робинсоновским.
И действительно, в стилистике этого сада столь явственно читается влияние идей Уильяма Робинсона, что невозможно не сказать хотя бы несколько слов об этом знаменитом садовом архитекторе и писателе, если мы хотим проникнуться духом ирландского ландшафта.

Сад Фернхилл расположен в Ирландия, в графстве Дублин, его площадь – 16 га.

Теория дикого сада

Итак, лейтмотивом книги Уильяма Робинсона «Дикий сад», увидевшей свет в 1870 году, стала мысль о том, что растения должны высаживаться в саду в таком же живописном беспорядке, какой мы наблюдаем в дикой природе. Стоит ли говорить о том, насколько революционно прозвучала данная идея? Ведь в эпоху английского владычества и господства викторианского садоводства в особом фаворе были аккуратные, геометрически правильные клумбы, украшенные яркими летниками, выращенными в теплицах. А Уильям Робинсон вырос в Ирландии и, будучи патриотом, буквально боготворил  дикие пейзажи своего зеленого острова. И он был глубоко уверен в том, что и в рукотворном саду местные деревья и кустарники должны расти так же буйно, как и в природе, ни в чем не сдерживаемые рукой опытного садовника, однако в живописном смешении с экзотическими растениями, которые в изобилии доставлялись в этот регион знаменитыми «охотниками за растениями».

Использование экзотики, по замыслу Уильяма Робинсона, призвано было обогатить сдержанные по колориту и характеру местные пейзажи, а в качестве гармоничного дополнения предлагалось подсаживать в композиции неприхотливые многолетники.

Образец ирландского стиля

Не сомневайтесь – созданный в рамках «робинсоновского» стиля, сад Фернхилл в любой сезон встретит вас растительным буйством. Но особенно хорош он весной – камелии, магнолии, рододендроны и азалии окружены широкими полянами луковичных. На легких лесных почвах превосходно чувствуют себя теневыносливые многолетники раннего срока цветения, украшая живописные берега водоемов, окаймляя лесные тропинки и вкрапляясь в посадки декоративного огорода.

Хотя самые старые посадки в саду датируются 1860-ми годами, когда Джастис Дарли и его сын Эдмонд заложили основную структуру нынешнего ландшафта, основные работы здесь были произведены все же в 1890-х годах, Уильямом Дарли. Именно этот владелец поместья заложил здесь водоем с каскадами, рокарий. Он же значительно расширил существующие посадки, высадив прекрасную коллекцию рододендронов, включая экземпляры великолепной ярко-синей формы рододендрона Августина (Rhododendron augustini) и оригинального гибридного сорта ‘Fernhill Silver’. Коллекция была расширена и преумножена последующими владельцами – сначала Джозефом Уолкером, а затем и Ральфом Уолкером, окончательно сформировавшись к 1940 году. Уолкерами же были созданы водный и вересковый сады, разумеется, в рамках все той же концепции дикого сада.

Возраст некоторых деревьев-старожилов сада превышает 200 лет.

Исполины Фернхилла

Попав на главную широкую аллею сада, первое, что вы видите, – это огромный двухсотлетний бук, широко простирающий свои ветви над просторной поляной, желтой от цветущих нарциссов. После нескольких безуспешных попыток обхватить ствол исполина (вдвоем? втроем? без разницы!), вы продолжаете свое шествие – сквозь колоннаду величественных деревьев, внушающих истинный восторг и почтение своими размерами. Гигантские секвойи высотой 40 м, тсуги, достигающие 24 м, шотландская сосна – 32 м …
Здесь найдется, чем еще восхититься, например великолепным экземпляром кедра гималайского (Cedrus deodara) или же редким дакридиумом кипарисовым (Dacrydium cupressinum). Многие из этих растений были привезены из Гималаев знаменитым ботаником и собирателем растений Вильямом Хукером, ставшим впоследствии директором Королевских ботанических садов в Кью.

 

IMG_5760 (Large) IMG_5756 (Large) IMG_5765

Камелии, магнолии и рододендроны

Нижний ярус посадок по большей части формируют рододендроны. Помимо упомянутых выше разновидностей, чрезвычайно интересны экземпляры Rhododendron genestierianum, привезенные из Бирмы, р. Макабе (Rh. macabeanum) с великолепными гроздьями бледно-желтых цветков, р. Фальконера (Rh. falconeri), нежно-белый р. Линдлея (Rh. lindleyi). Склон, на котором высажены кустарники, идеально экспонирован для того, чтобы растения чувствовали себя здесь как на родине. Или вот еще одна редкость – великолепно развитый экземпляр из семейства магнолиевые михелия Долтсопа (Michelia doltsopa). Эта редкая магнолия родом из Китая может похвастаться светло-кремовыми цветками редкой красоты.

Далее путь, сузившийся до петляющей тропинки, ведет вас меж зарослей камелий, лептоспермумов и пиерисов. Следуя маршруту, вы попадете в сад камней, пестреющий по весне яркими азалиями и примулами. Знаменитая коллекция примул, собранная в этом саду, не должна ускользнуть от вашего внимания, так же как и превосходный экземпляр рододендрона ‘Bric-a-Brac’, обильно украшенный мелкими цветочками и традиционно открывающий весеннее цветение в Фернхилле.

Leave a Reply