Касерта — лебединая песня эпохи барокко

Евгений Черных. Фото автора

IMG_3133 (Large)

Касерта (итал. Reggia di Caserta) – бывшая резиденция неаполитанских королей династии Бурбонов, в 1996 году вошел в число объектов мирового культурного наследия на основании того, что был «лебединой песней эффектного искусства эпохи барокко, из которой он заимствовал все элементы, необходимые для создания иллюзии разнонаправленного пространства». Дворец и окружающий его парк созданы великим итальянским зодчим Карло Ванвителли.

Почти Версаль

07Политической и социальной моделью для Касерты послужил Версаль, который выполнял те же самые задачи: размещение короля, двора и правительства в огромном здании с инфраструктурой маленького города. Среди всех королевских резиденций, созданных по подобию Версальского дворца, Касерта – единственная, обладающая большим сходством с оригиналом. Как и в Версале, потребовался большой акведук для обеспечения водой удивительных фонтанов. Подобно его французскому предшественнику, дворец был создан как оплот абсолютной монархии Бурбонов в подлинном стиле барокко.

Вокруг дворца разбит самый обширный английский парк в Италии.

Парк на холмистой местности

Парк, состоящий из протяженных аллей, типичных для эпохи барокко, занимает 120 га, в основном на холмистой местности, и разделен на три части. Он был создан в подражание Версальскому парку, превзойдя его, по общему мнению, в красоте. Первая часть расположена за дворцом, изначально здесь был цветник, но со временем его сменила просторная зеленая лужайка, пересеченная прямыми белыми дорожками. Левая часть лужайки называется «Старый лес» – свидетельство того, что до постройки дворца здесь располагалась роща. Справа – луг, окаймленный деревьями. Вторая часть тянется до подножия водопада, где возвышаются покрытые лесом холмы Бриано. Основным элементом парка являются водоемы и фонтаны, сооруженные под руководством Карло Ванвителли. Третья часть, которая не входила в первоначальную планировку, включает Английский сад.

В соответствии с замыслом Ванвителли, парк королевского дворца должен был производить не меньшее впечатление, чем сам дворец. Архитектор изучал проекты своих французских, голландских и немецких коллег и хорошо знал парки и сады Версаля, Фонтенбло и Тюильри. Ванвителли спланировал бульвар длиной 3 км, ведущий от королевского дворца к водопаду, просторные луга, окруженные лесами, квадратные клумбы и широкие полосы воды. Но по финансовым соображениям от грандиозной идеи пришлось отказаться.

09

Зеленая коллекция

Рядом с Аквариумом – большим круглым прудом, предназначенным для хранения водных растений, – находится оранжерея, клумба с розами и Ботанический питомник. Поддерживая связь с английскими ботаниками, Джон Грэфер (садовник-дизайнер из Лондона, сподвижник Ванвителли) смог приобрести образцы из Австралии, Китая и Японии. Больше ботаник, чем садовник, Грэфер создавал гибриды, собирал экзотические растения и семена, что сделало его сад настоящей сокровищницей.

Английский сад Королевского дворца Касерты по своим размерам и качеству вправе называться настоящим ботаническим садом, множество цветов являлось редкостью для той эпохи, когда они были высажены. Экзотические виды нашли здесь идеальное для себя место обитания и прекрасно вписались в окружающий ландшафт. Эвкалипты, сосны, тиссы, лавр, кипарисы, гинкго, магнолии, платаны, дубы и акации образуют бульвары и населяют острова.

Папоротники, водяные лилии и кустарники пышно растут вокруг озер и фонтанов. Камелии, пионы, ракитник, вьюнки и розы располагаются на обработанной земле. Наконец, в саду можно найти прекрасные экземпляры пальм и кактусов.

Пасека

В северной части сада располагается одна из самых эффектных конструкций, созданная из большого неиспользуемого резервуара, помещенного на вершине заросшего лесом холма. Резервуар собирались использовать в случае повреждения водяной системы.

Во время Французской революции он стал местом для производства меда (отсюда и пошло название «пасека»). В 1826 году, при правлении Франческо II, резервуар применялся в качестве оранжереи для древесных растений. Поэтому здесь стоит статуя Флоры работы Томмасо Солари. В этой части сада растут дикие цветы, он разделен на пять больших участков, предназначенных для выращивания древесных растений.

В 1997 году ЮНЕСКО объявило дворцово-парковый ансамбль Касерта Всемирным наследием человечества.

Фонтаны

Центральная прогулочная аллея тянется через широкий нижний сад, обрамленный дубами и камфорными лаврами, к круглому фонтану Маргариты, который связан мостиком, идущим над затопленной дорогой, с прекрасным прудом с декоративными рыбами. За ним – длинная узкая лужайка, заканчивающаяся у полукруглого фонтана Эола, давшего приют 29 статуям ветерков и богов ветра (первоначально планировалось 54).

IMG_3117 (Large)
IMG_3215

Затем следует фонтан Цереры, включающий семь ступенчатых каскадов и статуи Цереры, нимф, тритонов и речных богов; потом еще одна лужайка и фонтан Венеры с Венерой и Адонисом.

03

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена строго математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.

Leave a Reply