Садовые лабиринты

Андрей Лысиков. Фото автора

Копия Хет Лоо 001

Мода на садовые лабиринты возникла еще в Средние века. Изначально они сохраняли в себе некое сакральное значение, но позже превратились в изысканное украшение и развлечение. Ни взрослым, ни детям не будет скучно в саду, в котором есть хотя бы небольшой зеленый лабиринт. Как его устроить, какие растения выбрать для садовой головоломки и как за ней ухаживать?

От храма до дворца

Среди многих таинственных объектов и символов, издавна привлекающих людей, есть и такой, который получил отражение в истории садово-паркового искусства. Это лабиринт, древнейший артефакт, вошедший в культуры разных народов с первобытных времен. Для многих из нас наибольшую известность приобрел лабиринт Кносского дворца на о. Крит, где, по преданию, обитал свирепый Минотавр.

Лабиринт обычно представляет собой двух- или трехмерное изображение системы сложно переплетенных линий (прямых, кривых или закрученных спиралью). Он может быть воплощен и в натуре, в виде цепочек камней, земляных насыпей, а также стен, устроенных из инертных материалов или из плотно высаженных растений.

Существует множество разных толкований символического значения лабиринта, есть теории о том, что это изображение космоса или гелиоцентрической системы, зашифрованные языческие обрядовые танцы, знак защиты от злых сил или изображение тернистого пути к познанию истины. В некоторых средневековых храмах полы расписаны в виде лабиринта. В прежние времена такие лабиринты с центром в виде креста, окруженного спиральными линиями, верующие преодолевали на коленях, совершая таким образом символическое паломничество к святым местам. Иногда на площадках возле церквей соответствующие узоры выкладывали камнем или просто выстригали в траве.

Всплеск интереса к созданию лабиринтов отмечается в период позднего Средневековья и в эпоху Возрождения. Невысокие из стриженого кипариса и самшита бордюры в лабиринтах около соборов и в монастырях служили религиозным целям, но постепенно такие растительные конструкции начинают приобретать развлекательный характер и становиться модным украшением садов знати. Очевидно, это является следствием развития регулярного стиля садоводства в то время и возвращения популярности топиарного искусства, непосредственно связанного с формированием лабиринтов и поддержанием их состояния.

Классика жанра

Строительство зеленых лабиринтов начинается на виллах в Италии, во французских дворцовых садах и в тюдоровской Англии. Поначалу они более напоминали партеры-бродери, витиеватые узоры которых так удобно было рассматривать с балконов особняков и замков. Высота стенок из стриженых кустарников не превышала метра. Относительно невысокие самшитовые бордюры в прямоугольных лабиринтах, подвергшихся неоднократной реставрации, можно и сейчас увидеть на вилле Барбариго близ Падуи и в садах Джусти в Вероне.

В центре спиральных, округлых или прямоугольных боскетов, составляющих лабиринт, высаживали цветы, устанавливали горшки с растениями или скульптуры. Примером такого лабиринта может являться сохранившийся до наших дней в прежних границах партер, разбитый принцем Вильгельмом Оранским (1533–1584) в парадной части голландского королевского дворца Хет Лоо. Сейчас его украшают высокие топиарные пирамиды, посадки шалфеев, лаванды, роз и цитрусовых в пристановочной культуре.

Со временем ландшафтные мастера прошлого стали увеличивать высоту стенок в лабиринтах, достигая эффекта полной дезориентации в пространстве находящихся внутри них людей. Эти сооружения становятся одними из главных увеселительных садовых аттракционов, с их помощью можно развлекать гостей или назначить встречу за зелеными стенами и спрятаться от любопытных глаз.

Практически во всех королевских садах и парках монархов Европы закладывают лабиринты. В 60-х годах XVII века в Версале гениальный Андре Ленотр строит лабиринты, которые впоследствии были украшены фонтанами на темы басен Эзопа. Позднее в России по указанию Петра I подобный лабиринт устраивают в Летнем саду. К сожалению, обе эти зеленые конструкции до наших дней не сохранились. Однако одно из старейших сооружений такого типа, построенное во дворце Хэмптон Корт Джорджем Лондоном в конце XVII века, до сих пор принимает посетителей. Широко известным публике этот лабиринт стал после выхода романа Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».

Как любая топиарная конструкция, лабиринт требует постоянного ухода, поэтому неудивительно, что многие из этих сооружений в ходе исторических перипетий были утеряны. Однако интерес к ним постоянно сохранялся, поэтому целый ряд лабиринтов был восстановлен, причем нередко по старым сохранившимся чертежам, как, например, в Павловском парке, где в конце XVIII века работал Чарльз Камерон. Замысловатый лабиринт из тисса квадратной формы, как будто весь составленный из углов, реконструирован в красивом английском поместье Чениз Мэнор. В восхитительных садах Хэтфилд Хаус в конце прошлого века хозяевами был воссоздан масштабный лабиринт, построенный в начале XVII века знаменитым садовым мастером Джоном Традескантом.

Практически во всех королевских садах и парках монархов Европы закладывают лабиринты.

По пути модернизации

С развитием практики строительства лабиринтов их структура стала изменяться. Помимо усложнения самой схемы расположения зеленых стен меняется и варьируется их толщина и высота, становится более разнообразным ассортимент используемых древесно-кустарниковых растений. В центре, а иногда и по краям лабиринта устанавливают башенки, поднявшись на которые удобно его осматривать, а также наблюдать за теми, кто пытается найти выход. Это добавляет развлекательности садовым головоломкам. Примером такого лабиринта может служить зеленая конструкция на вилле Пизани в итальянском городе Стра, украшенная скульптурами и центральной башней со спиральной лестницей. По преданию, в этом лабиринте заблудился сам Наполеон Бонапарт, который когда-то владел виллой.

Иногда вместо башен строили мостики, по которым можно было переходить из одной части лабиринта в другую. Мостовые переходы позволяют подкорректировать направление своего движения по лабиринту, они оживляют его, делают более динамичным и веселым. Особенно часто такой элемент используется в современных лабиринтах. Один из крупнейших мастеров нашего времени по строительству лабиринтов англичанин Адриан Фишер соорудил конструкцию из стриженого тисса с двумя высокими деревянными мостами в поместье герцогов Мальборо Бленем. Еще одной его находкой можно считать создание зеленых лабиринтов, объединенных с подземными, вырытыми в виде системы туннелей и гротов. При использовании декоративной подсветки такие лабиринты превращаются в настоящие садовые аттракционы.

Как это делается

Живые стены лабиринтов создают так же, как и плотные живые изгороди, высаживая посадочные единицы с промежутком в 30–40 см по заранее продуманной и размеченной схеме посадки. В дальнейшем уход сводится к удобрению, поливу и, конечно, постоянной формовке посадок. Не стоит думать, что лабиринт – прерогатива обширных поместий и больших парков. В приусадебном саду можно заложить совсем небольшой лабиринт, состоящий из пары витков спиральных посадок с площадкой в центре, вымощенной камнем или отсыпанной гравием. Установив там скамью или комплект садовой мебели, это место можно превратить в оригинальный уголок отдыха.

Для устройства стриженых стенок лабиринтов в европейских странах с теплым климатом традиционно использовали кипарисы, интродуцированные кипарисовики, самшит вечнозеленый и особенно тисс ягодный. Можно сказать, что большинство современных высоких лабиринтов сформированы именно из тисса. Однако и из лиственных древесных пород удается создавать плотные непроницаемые стены, для этой цели чаще всего выбирают буки лесной и восточный, граб обыкновенный, бирючину блестящую, лавр благородный, и лавровишню обыкновенную. Все эти растения имеют не очень крупные листья и сдержанные темпы роста, они хорошо поддаются стрижке.

Живые стены лабиринтов создают так же, как и плотные живые изгороди, высаживая посадочные единицы с промежутком в 30–40 см по заранее продуманной и размеченной схеме посадки.

В нашем климате

В условиях умеренного климата для формирования достаточно высоких стен лабиринтов, разумеется, следует выбирать более зимостойкие растения. Из числа хвойных это могут быть ель обыкновенная, е. сербская, е. черная, е. Энгельмана или е. колючая, туя западная, можжевельник скальный, м. виргинский и м. обыкновенный, пихта сибирская и п. бальзамическая, а также разные виды лиственницы, которые также способны выполнять функцию экрана в течение вегетационного периода. Густо посаженные и стриженные в стенку, все эти растения обеспечат непроницаемость ходов лабиринта даже без применения сетки или решетки, как иногда делается при использовании других культур.

Что касается лиственных растений, то в наших условиях можно формировать стенки лабиринтов из многих древесных и кустарниковых видов, к примеру липы мелколистной, л. амурской или л. крупнолистной, рябины обыкновенной, р. промежуточной, р. цельнолистной, р. Арнольда и р. ольхолистной, боярышника обыкновенного, б. перисто-надрезанного, б. однопестичного, б. крупноколючкового и б. мягковатого. Для создания лабиринтов подойдут также разные виды яблони и груши, в том числе и плодовых сортов, клен приречный и к. татарский, дерен белый, арония черноплодная, крупные сорта барбариса обыкновенного, б. оттавского и б. Тунберга, карагана древовидная и пузыреплодник калинолистный.

Некоторые дизайнерские проекты отличаются особой оригинальностью, как, например, лабиринт, созданный из вкопанных в землю ивовых жердей, дающих молодые побеги.

Модные тенденции

Альтернативой классическим лабиринтам со стрижеными стенками становятся травянистые, которые как бы возвращают нас во времена Средневековья. Такие циклические лабиринты, выстриженные в траве, а также с гравийными и плиточными дорожками можно встретить сейчас во многих садах, например в английских поместьях Вествел Мэнор и Чениз Мэнор, но они уже, безусловно, носят чисто декоративный характер. Их можно встретить в качестве элемента в дизайнерских выставочных проектах или в оформлении парковых пространств. В качестве одного из интересных примеров таких лабиринтов можно привести сдвоенную спираль из посадок разных полевых трав, устроенную в садах Аппельтерн в Голландии.

Встречаются также современные лабиринты, сделанные из деревянных, металлических или решетчатых ограждений, увитых лианами или с плоскими шпалерными посадками на сетках. Некоторые дизайнерские проекты отличаются особой оригинальностью, как, например, лабиринт, созданный из вкопанных в землю ивовых жердей, дающих молодые побеги. Можно с уверенностью сказать, что такой древнейший артефакт, как лабиринт, вовсе не собирается на покой, он востребован в современных садах и все чаще предстает перед нами в новом обличье.

Leave a Reply