«Гео» – «земля», «кеш» – «тайник»

575957_63820450

«Берите, но не забывайте оставить что-нибудь взамен».

Дэйв Алмер

Можно сказать, что геокэшинг – дитя XXI века, ведь его история началась в 2000 году… Хотя, следует заметить, корни этой игры уходят в далекое прошлое, и, пожалуй, даже не стоит пытаться докопаться до истины: когда же на земле появились первые кладоискатели.

Один прячет – другой ищет

Все мы с детства помним историю о сокровищах капитана Флинта. Пираты под предводительством Джона Сильвера и законопослушные англичане, возглавляемые доктором Ливси, схлестнулись в борьбе за клад, спрятанный на необитаемом острове. Явное преимущество в этой борьбе получал тот, кто обладал картой с описанием тайника. Правда, нашел клад в конечном счете бесхитростный Бен Ганн, без всяких карт и инструкций, но исключительно потому, что обладал огромным запасом времени…

Поиск сокровищ – одно из самых увлекательных занятий на земле, это дело всегда было окружено ореолом загадочности и романтики. А когда жажде приключений пришли на помощь Интернет и спутниковая навигация, родилась захватывающая игра геокэшинг. Один прячет – другой ищет. Однако все не так просто.

«На карте было много добавлений, сделанных позже. Резче всего бросались в глаза три крестика, сделанных красными чернилами, – два в северной части острова и один в юго-западной. Возле этого последнего крестика теми же красными чернилами мелким, четким почерком, совсем не похожим на каракули капитана, было написано:

“ Главная часть сокровищ здесь” .

На оборотной стороне карты были пояснения, написанные тем же почерком. Вот они:
“Высокое дерево на плече Подзорной Трубы, направление к С. от С.-С.-В.
Остров Скелета В.-Ю.-В. и на В. Десять футов.

Слитки серебра в северной яме. Отыщешь ее на склоне восточной горки, в десяти саженях к югу от черной скалы, если стать к ней лицом.

Оружие найти легко в песчаном холме на С. оконечности Северного мыса, держать на В. и на четверть румба к С.Д.Ф.”»

Р.Л. Стивенсон. Остров сокровищ

Новейшая история

3 мая 2000 года в США, в лесу неподалеку от города Портленда (штат Орегон), Дэйв Алмер сделал тайник, положив в него видеокассеты, книги, компьютерные программы, деньги, продукты, и разместил информацию о кладе в Интернете – так началась история игры геокэшинг (поначалу носившей сленговое название «Stash» – «заначка»)… За два дня до этого произошло судьбоносное событие: президент Клинтон объявил о решении своей администрации о снятии ограничений с использования GPS-приемников (ранее GPS-навигация служила исключительно интересам армии США).

Далее события развивались стремительно. 4 мая обсуждаются правила игры и создание сайта. В этот же день первые игроки находят первый тайник Дэйва Алмера. 7 мая Майк Тиг закладывает второй и третий тайник, и он же на следующий день открывает первый веб-сайт, посвященный новой игре. 13 мая Stash выходит на мировую арену – появляется сообщение о тайнике в Новой Зеландии. 15 мая к игре присоединяется Чили, 18 мая – Австралия. 31 мая после непродолжительного обсуждения игра получила звучное название «геокэшинг». Мэтт Стам, автор термина, так аргументировал свое предложение: «Это название возвращает нас в романтические времена золотоискателей, первопроходцев Аляски, которые устраивали на своих маршрутах тайники с продуктами и снаряжением». 3 июня в Ирландии был заложен первый европейский тайник.

В Россию геокэшинг пришел в 2002 году, когда в Московской области Дмитрий Коровин сделал три первых тайника. В нашей стране геокэшинг тоже распространился довольно быстро, и в настоящий момент тайники можно найти на всей территории СНГ вплоть до Курильских островов.

В игру, замешанную на романтике и азарте, наши соотечественники внесли познавательный элемент: по правилам российского геокэшинга делать тайники рекомендуется в местах, представляющих природный, географический, исторический или культурный интерес. Таким образом, сайты геокэшеров превратились в своего рода путеводители по достопримечательностям России.

Итак, один делает тайник и публикует его координаты и описание в Интернете, другие ищут, в одиночестве или веселой компанией – это уж как кому нравится. Кто-то добирается до заветного места пешком, кто-то – на велосипеде или на машине, зимой многие предпочитают лыжи. Маршрут к тайнику может быть достаточно сложным, чтобы заинтересовать людей с хорошей физической подготовкой, или достаточно легким, чтобы быть под силу детям и людям преклонного возраста. Так что геокэшинг можно считать и экстремальным, и семейным развлечением. Сама идея игры направлена на пропаганду здорового образа жизни и привлечение горожан к активному отдыху на лоне природы.

В игру, замешанную на романтике и азарте, наши соотечественники внесли познавательный элемент: по правилам российского геокэшинга делать тайники рекомендуется в местах, представляющих природный, географический, исторический или культурный интерес.

GPS-навигатор

GPS-навигатор

Бороться и искать, найти и снова спрятать

Обычно тайник переставляет собой герметичный контейнер, в котором лежит блокнот для отметок, карандаш и более или менее ценные вещи. В блокноте нашедший тайник делает отметку, чем удостоверяет сою победу. В контейнер принято класть: брелки, зажигалки, аудио- и видеозаписи, игрушки, карандаши, фломастеры, небольшие сувениры, инструменты – полезные или интересные вещи. Правилами не рекомендуется оставлять в тайнике содержимое, не представляющее абсолютно никакой ценности, ибо находка все-таки должна являться пусть и недорогим, но призом. Однако нашедший клад не всегда забирает его содержимое, ведь на этом игра закончилась победой для него, но не для других участников – контейнер остается в тайнике, и любой из игроков в любой момент может подключиться к поискам. Если же победитель забирает весь или его часть, он должен пополнить его равноценными вещами и в блокноте указать замену.

«Заначка» для тайника

«Заначка» для тайника

Иногда в тайник кладется вещь, которой отводится роль «лягушки-путешественницы» («жук-путешественник»). Этот предмет должен перекладываться из одного тайника в другой по заранее составленному маршруту.

Бывает, что на выбранном объекте просто невозможно спрятать контейнер, скажем из-за многолюдности места, тогда делается виртуальный тайник. Он не представляет никакой материальной ценности, а просто указывается как интересное место, которое надо отыскать. То, что тайник найден, игрок может доказать, только ответив на заранее поставленный вопрос, например: сколько сосен растет непосредственно у тайника, сколько ступенек у ближайшей лестницы и т. п.

Пошаговые тайники усложняют игру и делают ее интереснее. В этом случае, прежде чем добраться до заветного клада, придется отыскать несколько тайников, в каждом из которых будет указано, где искать следующие. Так, перебираясь от одного спрятанного контейнера к другому, вы в конце концов достигнете заветного места, а по пути в полной мере насладитесь красотами окрестного ландшафта, обследовав самые интересные уголки парка или леса.

Экстремальные тайники устраиваются в труднодоступных местах. Чтобы разыскать их, нужно обладать хорошей физической подготовкой, а иногда и специальным снаряжением. Такого рода тайник может быть как традиционным, так и виртуальным или пошаговым. Игрок, его создающий, должен подходить к делу со всей ответственностью и постараться свести к минимуму тот риск, которому будут подвергаться люди, ищущие клад. В свою очередь игроки-поисковики, выбирая экстремальный тайник, обязаны трезво рассчитывать свои силы и понимать, что вся ответственность за последствия такой экспедиции целиком ложится на них самих.

заставка - копия

Следопыты, но не только…

Иногда создатели тайников проявляют немалые творческие способности, зашифровывая координаты заветных мест в логических задачах или придумывая заклады с захватывающими легендами, а некоторые описания, размещенные на сайтах, обладают достоинствами настоящих литературных произведений.

Геокэшеры – это целое сообщество единомышленников, у них выработана собственная этика, своя терминология и система знаков. Одни из главных принципов игроков – взаимовыручка и доброжелательность.

Российский геокэшинг взял на себя не только просветительскую, но и природоохранную нагрузку. Среди игроков считается хорошим тоном очистить от мусора территорию возле тайника. Иногда геокэшеры проводят акции по защите гибнущих исторических и природных памятников.

В 2006–2007 годах геокэшеры приняли участие в акции «Антидиабет», целью которой было распространение знаний о диабете и об угрозе, которую эта болезнь несет для жизни и здоровья детей во всем мире. Специально для акции были изготовлены «жуки-путешественники», которые перемещались из одного контейнера в другой. Каждый «жук» из серии «Антидиабет» был связан с каким-то определенным городом и посвящался живущим в нем жертвам диабета. Цель «жука» – добраться до города, которому он посвящен, и перемещаться по тайникам, привлекая внимание местного геокэшерского сообщества к проблеме диабета.

Ежегодно весной геокэшеры проводят акции под названием CITO («cache in, trash out» – «мусору – нет, тайникам – да!»). Игроки приезжают на заранее выбранное место (парк, усадьба, берег реки и т.п.), организованно проводят там уборку, после чего просто отдыхают на природе у костра или предаются своему любимому занятию: закладке и поиску тайников.

В свое время отец геокэшинга Дэйв Алмер высказал серьезное опасение, что развитие игры нанесет ущерб природе. Однако у нас есть повод надеяться, что по крайней мере в России движение геокэшеров послужит сохранению природного и культурного наследия.

Использовались материалы с сайтов:

www.geocaching.su
www.neocaching.ru

Оставить комментарий